Последние корабелы Бурятии

Александр Полтавцев – капитан, штурман, боцман и судостроитель в одном лице. Как это возможно?
A- A+
Все просто – корабли и моря, на которые спускаются суда, обладают приставкой "мини". Больше 10 лет в Улан-Удэ нет кружка судомоделирования, однако любители погонять на мини-кораблях не отчаиваются и собираются сами на Селенге.

Капитан без станции

Рев мотора разрезает утренний воздух, и на водной глади наперегонки летят два белоснежных катера. На повороте один из них не вписывается и переворачивается, однако пострадавших нет. С берега на лодке спасать судно отправляется пилот – мы находимся на тренировочном заплыве судомоделистов, а сами миниатюрные корабли управляются пультом. 

Место действия – песчаные карьеры за поселком Солдатский. На берегу разложены столики с инструментами, а над мини-лодками колдуют несколько мастеров. С пригорка заплыв комментирует мужчина с колоритными усами и в капитанской кепке. Александр Полтавцев – главный в Бурятии специалист по судомоделированию, многочисленные ученики называют просто Николаич. Сам Александр Николаевич выглядит как заправский моряк, образ бывалого покорителя морей дополняет футболка с «Пинк Флойд».

- Судомоделирование – это болезнь, у меня стаж 51 год. Как в 10 лет начал, так и продолжаю, – рассказывает директор станции юных техников Александр Полтавцев. 

В советское время станции юных техников были раем для тех мальчишек, кто не расставался с лобзиком, паяльником и штангенциркулем. В таких кружках будущие инженеры строили своими руками настоящие модели различной техники – паровозы, электропоезда, корабли, самолеты и автомобили. Однако сегодня в Улан-Удэ не осталось ни одного технического кружка с уроками моделирования.

- Я 22 года отработал директором клуба на ЛВРЗ. Нас всегда поддерживало руководство завода, министерство образования и ДОСААФ. А сегодня моделисты никому не нужны. Сначала сгорела станция юных техников на Свердлова, потом клуб на приборке, последним закрылся клуб на ЛВРЗ. Так и закончился судомодельный спорт в республике, – сетует Александр Николаевич. 

Пароход из стеклоткани

Разговор с директором «моделки», как ласково называли секцию сами мальчишки, прерывает рев мотора. Соратники Александра Полтавцева чинят на берегу лодки, кто-то заправляет бензин, у кого-то вода попала в электродвигатель. Водные машины готовы к заплыву, и пилоты спускают их на воду. На старт, внимание, пошел! С ревом кораблики умчались по кругу, который обозначен пластиковыми бутылками. В руках у моделистов радиопульты, на которых несколько рычажков – газ для скорости и направления для маневра. 

- Судомоделирование – это настоящий спорт, где соревнования проходят в 50 классах. Вот я в советское время становился чемпионом Спартакиады народов СССР и выполнил мастерский разряд. А мой ученик Геннадий в 1986 году выиграл чемпионат Советского Союза, – рассказывает с гордостью Александр Николаевич. 
Первую модель будущего корабля ребята делают из бумаги, затем переходят на картон и фанеру. Самым сложным для работы материалом является стеклопластик, который устойчив к воде и ржавчине. Как и положено, на первом этапе создается модель будущего судна. Болванку вытачивают из пенопласта, и по нему выклеивается матрица. Сегодня трехмерные схемы кораблей можно найти в специальных компьютерных программах, однако Александр Николаевич работает по старинке – с помощью циркуля и линейки. 

 - Из стеклопластика выклеиваются легкие корочки – здесь используется не только стеклоткань, но и кевлар с углетканью. Эти материалы на основе эпоксидных масел очень прочные и не подвержены коррозии. Также берем для отделки пенопласт и стеклотекстолит-картон. Затем вклеиваются такие детали, как руль, гибкий вал и фундамент под двигатель, – рассказывает тонкости судостроения Александр Полтавцев.

Двигатель является единственной деталью, которую моделист не создает своими руками. Однако его выбор зависит от мастера – резиномотор, двигатель внутреннего сгорания или электромотор. Управление самодельного корабля тоже находится в руках моделиста. На пульте с радиоуправлением несколько режимов – переключатели скорости и маневров.

Сама мини-лодка – это настоящее инженерное творение. 

- Тут надо знать и механику, и динамику, и центровку. Плюс основы судовождения и производства. Вот раньше из техники ничего не было, хотя деньги были. А сейчас все есть и все можно купить. Поэтому сегодня моделизм разделился на два течения – хоббистов и моделистов. Первые – это те, кто не умеет ничего делать руками, но хочет попробовать полетать и поплавать. Купил готовую на 99 процентов модель и поплыл. Моделисты же создают лодку полностью с нуля, – отмечает моделист. 

На соревнованиях на одной дистанции одновременно стартуют 12 лодок. В таких условиях требуется недюжинное мастерство штурмана, чтобы избежать столкновения с соперниками. 

Инженеры со школьной скамьи

По словам Александра Полтавцева, именно благодаря развитию технических видов самодеятельности в советское время не было недостатка в рабочих кадрах. Тогда станции юных техников были при каждом заводе или фабрике. И даже когда в школе уроки отменяли, юные техники бежали сломя голову в «моделку».  

- Любой ученик станции юных техников сможет дома и гвоздь прибить, и что-то починить. У меня пятиклашки уже работали на станках, они уже знали, сколько нужно подвинуть лимп, чтобы «десятку» снять. А сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Все стонут, что нет рабочих кадров. А ведь их надо готовить со школы. А то кого ни спроси в школе, все хотят быть менеджерами или банковскими работниками. А кто будет железяки чинить, паровозы собирать? – восклицает бывший директор станции юных техников. 

Многочисленные ученики кружка судомоделистов сегодня работают не только моряками, строителями, инженерами, но и предпринимателями и министрами. 
- Когда я сейчас встречаю своих ребят, которые у меня занимались, то не сразу узнаю. Тогда спрашиваю, какую модель ты делал, и сразу вспоминаю, – говорит Александр Николаевич. 

Сегодня в Улан-Удэ осталось меньше десятка поклонников судомоделирования, среди них ученики и соратники Полтавцева. Два сына, Николай и Антон, также пошли по стопам отца и своим хобби выбрали именно создание плывущих машин. 

- Современные дети уже избалованы изобилием игрушек. Даже местные ребятишки проходят мимо и даже не интересуются. Надеюсь, что внук подрастет и сам выберет судомоделирование. Главное, чтобы у ребят голова дружила с руками, – замечает Александр Полтавцев. 

Лев Хандажапов, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.