«Выгодный» кризис

Промышленные показатели Бурятии на фоне кризиса ведут себя неоднозначно
A- A+
Некоторые отрасли по итогам первого полугодия показали невиданный взлет. Другие же, наоборот, – уронили планку в несколько раз. //

Лес стал дороже

Среди рекордсменов по росту – обработка древесины и производство изделий из дерева. Здесь объем отгруженной продукции увеличился в 2,6 раза по сравнению с первым полугодием прошлого года. Флагманом отрасли выступает «Байкальская лесная компания», возглавляемая Евгением Пруидзе.

Основная причина такого взлета лесного гиганта – курс доллара. Ведь, по информации минпромторга Бурятии, 80 процентов продукции компании уходит на рынки Японии, Китая, стран Ближнего Востока, Египта и Европы.

Только за первое полугодие «БЛК» экспортировала почти 60 тысяч кубов леса в Китай, более пяти тысяч кубов – в Японию, более трех тысяч – в Египет и две сотни кубов в Австрию. Круглый лес в основном отправляется в Иркутскую область – около 2,5 тысячи кубометров за полугодие.

Кроме курсовой разницы, на рост лесной отрасли повлияли и некоторые инфраструктурные моменты. Например, был завершен первый этап инвестиционного проекта «Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском районе Республики Бурятия, ЗАО «Байкальская лесная компания».

Этот проект включен федеральным Минпромторгом в перечень приоритетных. Сейчас предприятие вышло на проектную мощность – среднемесячные заготовки достигли 35 тысяч кубов, выпуск пиломатериалов – до 15 тысяч кубов, технологической щепы – до семи тысяч кубов.

Кроме того, проведена модернизация и Ильинского деревообрабатывающего комбината, также являющегося частью «БЛК». Было приобретено новое оборудование, модернизирован парк дорожно-строительной техники.

ЦКК ожил

Однако это не единственное предприятие Евгения Пруидзе, которое обеспечило рост показателей промышленности. Многострадальный Селенгинский ЦКК также показывает серьезные результаты. Благодаря ему в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности по итогам первого полугодия индекс промышленного производства составил 135,8 процента, а объем отгруженной продукции увеличился на 59,5 процента.

- Соответствующий рост промышленного производства обуславливается восстановлением производственной деятельности и наращиванием объемов производства целлюлозы ОАО «Селенгинский целюлозно-картонный комбинат», - сообщили нам в минпромторге. - ОАО «Селенгинский ЦКК» по итогам I полугодия 2015 года осуществляло сотрудничество практически со всеми регионами Российской Федерации по продажам своей продукции, снабжению комбината сырьем и материалами.

Здесь, правда, доля экспорта не такая уж и большая по сравнению с «БЛК» - всего 10 процентов. В числе стран, покупающих продукцию комбината, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Монголия, Финляндия и, конечно, Китай. В Японию и Финляндию ЦКК поставляет таловое масло, в остальные страны – тарный картон.

Кстати, именно ЦКК обеспечил рост химической промышленности. Согласно статистике, за полугодие она выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ровно в два раза.

Ставка на вертолеты

Стоит ли говорить, что производство транспортных средств и оборудования, как и прежде, тянет вверх авиационная промышленность. Она и так отличалась хорошими темпами роста, а теперь к этому добавился еще и выгодный для экспортеров курс доллара.

Благодаря этому индекс промышленного производства в этой отрасли составил 163,5 процента, а объемы отгруженной продукции выросли на 64,4 процента и достигли 24,2 миллиарда рублей. Основными покупателями выступили КНР, Ирак, Ангола, Перу. 

- Значительный рост данных показателей обусловлен расширением экспортных контрактов предприятий авиационного кластера (ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» ОАО «Вертолетная инновационно-промышленная компания», ЗАО «Улан-Удэнский лопастной завод», ООО «Предприятие «Аэротех»), которые в современных условиях санкций находят новые рынки сбыта и увеличивают поставки авиационной техники, а также запасных частей и комплектующих на экспорт, - сообщает минпромторг.

Свою лепту в индекс промпроизводства транспортных средств внес и ЛВРЗ. Здесь был разработан план мероприятий по освоению производства колесных центров, сформирован участок переработки лома черных металлов с перспективой организации производства тормозных колодок для локомотивов.

Неожиданный текстиль

«Сюрпризом» можно назвать рост текстильного производства. Хотя, с одной стороны, индекс составил всего 61,4 процента, то есть серьезно упал, объем отгруженных товаров по отрасли увеличился в 1,4 раза.

- Рост данного показателя во многом связан с реализацией товарных складских запасов продукции в условиях санкций, а также с реализацией Плана мероприятий по региональному импортозамещению, предусматривающего расширение производства по выпускаемым товарам, в том числе по производству постельного белья, трикотажных изделий, детской одежды, спецодежды, школьной формы, - сообщает минпромторг.

Особенно выросло производство спецодежды – в 2,7 раза по сравнению с прошлым годом. Кроме того, ряд предприятий текстильной отрасли включены в региональную программу импортозамещения. 

Сейчас на них реализуются проекты по производству школьной формы. Среди участников программы - ОАО «Туяна», Швейная студия «Саган Зам», ООО «Буряттрикотаж», Производственный кооператив «Труд», ООО «Подион», ИП Цыбденова Л.Б. «Лори-Текс». Уже заключены соглашения с образовательными учреждениями Улан-Удэ и Забайкальского края на пошив такой формы.

Промышленные аутсайдеры

Между тем, далеко не все отрасли оказались в таком плюсе, как лесная и авиационная промышленность. Есть и аутсайдеры, которые за первое полугодие показали снижение производства.

Среди них добыча полезных ископаемых – минус восемь процентов. Причем топливно-энергетические чувствуют себя очень даже неплохо. Они прибавили 10,5 процента. В минус ушли остальные ископаемые – почти на 11 процентов.

Хотя, казалось бы, золотодобытчики должны показывать рост. Впрочем, они его показывают, но только в денежном выражении. Ведь цена золота устанавливается в долларах, а деньги золотодобытчики получают в рублях. Курсовая разница позволила им больше заработать. Но роста объемов добычи почему-то не обеспечила.

Почти на 30 процентов снизилось производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. По всей видимости, «Приборка» не так уж и хорошо себя чувствует на фоне кризиса, а обещанное импортозамещение до предприятия пока еще так и не дошло.

Но больше всего просело металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – минус 74,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Здесь тоже все предельно понятно. Находящийся в предбанкротном состоянии «Улан-Удэстальмост» в первом полугодии остался практически без заказов. Руководство завода и власти Бурятии в это время думали больше не о темпах производства, а о сохранении предприятия.

Заказы у «Стальмоста» появились только в начале второго полугодия. Хотя судьба предприятия все еще под вопросом. И если она не решится, то в следующем году тот же показатель может выглядеть еще печальнее.

Таким образом, по большей части промышленность Бурятии чувствует себя комфортно. По крайней мере, если отталкиваться от того, что есть. Кризис первого полугодия прошлого года, конечно, тоже сказался на нынешних показателях, добавив им десяток-другой пунктов вверх. Однако, учитывая экономическую обстановку, все могло быть еще хуже.

Впрочем, это только одна сторона экономики Бурятии, которая не может показать нам всю ситуацию целиком. Есть еще социальная и финансовая сферы, где дела идут, судя по всему, не так хорошо.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.