За музыкой, как за хлебом

Бурятская филармония становится центром культурной жизни республики
A- A+
4 сентября начинается новый концертный сезон. Будет ли он таким же насыщенным и интересным как два предыдущих. И, вообще, в чем «феномен Натальи Улановой» — пытался понять корреспондент «Номер один» в разговоре с художественным руководителем Бурятской государственной филармонии.

Сегодня даже человек, далекий от культурной жизни, заметил те изменения, которые произошли в этом учреждении. И пусть самой Наталье Улановой становится некомфортно от этих слов, ведь и раньше филармония много работала. Но разница между «до» и «после» - колоссальная. Об итогах работы и планах - в цитатах худрука бурятской филармонии: 

«Духовная пища должна быть необходимой» 

Наталья Уланова: «Когда я была в Германии, меня поразило то, что в метро и на улицах очень много рекламы духовной пищи. Там рекламируют столько искусства! Афиши выставок, спектаклей, концертов, фестивалей! Мне бы хотелось, чтобы у нас было так же. Чтобы у наших жителей сформировалась такая же потребность в музыке, как в хлебе, мясе, молоке. Чтобы они ходили в филармонию, так же как ходят в магазин за хлебом. Чтобы в кассу постоянно были очереди, чтобы билеты раскупались задолго до дня концерта.

При этом хочется, чтобы интерес публики оживлялся не только на известных именах. Некоторые ходят ведь не для того, чтобы Чайковского послушать или Шнитке - они идут посмотреть на Звезду, и еще потому что это престижно - сходить на Башмета или Спивакова. Это нормальная ситуация, но хочется, чтобы у людей возникла очень сильная потребность слушать живую музыку регулярно! И мы как раз работаем сейчас именно над этим. 

Музыка - это самое сильное по эмоциональному воздействию искусство!

«Артист и зритель»

Для нас самое важное - это артист и зритель. Мы подбираем афишу так, чтобы артисты очаровали публику. Не дай бог, человек, пришедший в филармонию в первый раз, разочаруется и не получит того сильного впечатления, которое заставит его прийти еще раз. Я бываю почти на каждом концерте, но если не бываю, то спрашиваю у администраторов, какая реакция была у зрителей, что они говорили после концерта? Для нас очень важны впечатления нашего слушателя! Хотя при этом я должна сказать, что при выборе артистов и концертных программ, которые будут звучать в филармонии, мы никогда не будем ориентироваться на вкус и мнение широкой публики. Это закон. 

Коллеги из других регионов и стран поражаются тому, что у нас очень высокий уровень артистов для провинциального города. У нас, действительно, столичная афиша! Особенно это приятно слышать от зрителей, чей музыкальный кругозор не ограничивается пятью фамилиями – Мацуев, Спиваков, Гергиев, Башмет. Публика, которая знает много имен великолепных музыкантов и вокалистов страны и способная оценить их мастерство и искусство, благодарит Бурятскую филармонию за возможность услышать виртуозов здесь, в Улан-Удэ. При этом часто билет на эстетский концерт, который в Москве стоит от 2000 до 5000, здесь можно купить за 200-300 рублей. И происходит это благодаря поддержке государства, благодаря грантам и субсидиям Министерства культуры России и Министерства культуры Республики Бурятия. 

«В процессе»

Я не могу сказать, что мы чего-то добились – мы все еще в процессе. Но за два года нам удалось так резко и высоко поднять планку, что страшно становится при мысли, а что будет дальше, то есть как ее удержать, не говоря о том, чтобы подняться выше.

Есть намерение - приглашать звезд, но еще одно наше направление - расширять спектр музыкальных программ, усложнять их. Например, некоторые региональные филармонии предпочитает только популярную классику – Рахманинов, Чайковский, Прокофьев – потому что на нее легче продать билеты. И они не пойдут на риск, чтобы пригласить, например, Московский ансамбль современной музыки с программой из произведений Джона Кейджа или Мортона Фелдмана, потому что вряд ли этот концерт соберет полный зал. Но это не значит, что такая музыка вообще не должна звучать в зале филармонии. Людям надо давать возможность получить новый музыкальный опыт, расширить горизонты своего восприятия. 

В прошлом сезоне мы активно пропагандировали барочную музыку, которая долгое время не звучала в Улан-Удэ вообще. Причем старались показать ее в стиле, как и положено для барокко. Мы впервые пригласили в Бурятию контр-тенора, мы первые здесь начали смешивать электронную музыку с народными инструментами и многое другое. Начинать всегда не просто, надо убедить людей, что этот проект стоит их времени и денег. Конечно, легче собрать зал, когда на афише Владимир Спиваков, и ничего не надо объяснять. Но у нас другие задачи. 

Наша работа нас же развивает, и наоборот: чем больше развиваемся мы, тем больше развивается наша работа. Конечно, когда идешь по улице и в самых неожиданных местах тебя узнают и говорят «спасибо, этот сезон был такой интересный» - это приятно, и ты понимаешь, что в филармонию люди ходят!

«Вновь на концертной карте»

Вот уже два года как Бурятская филармония снова стала членом Союза концертных организаций России, в результате мы вновь появились на карте концертной жизни нашей страны. Это необходимо для получения знаний и опыта и полноценной работы концертной организации. 

Сегодня мы очень дружны с Московской филармонией. Как правило, звезды, артисты так или иначе связаны с ней, и уже проще договариваться о концертах. Они понимают, что едут к коллегам. Они уверены, что их примут, то есть нам доверяют. 

Что касается артистов из рок-музыки, этнической или авангардной, там все проще, можно договориться, даже не зная друг друга лично. Но я не говорю про шоу-бизнес, потому что с ними, наверное, было бы тяжело, потому что там только один вопрос - это деньги. 

«Чтобы «Голос кочевников» раскрутился, надо оставить все»

В феврале этого года мы участвовали в конференции, посвященной фестивалям, где было много разных концертных организаций, не только филармонии. Там отметили у нас не только интересный line-up, то есть программу участников фестиваля, но и рекламу и продвижение. Как выяснилось, наша филармония очень выделяется именно визуальным образом, у нас хороший дизайн афиш и промоушн. Но на этой конференции я в который раз убедилась, что если хочешь сделать серьезный фестиваль, с концепцией, ресурсами, пиаром, то надо заниматься целый год только им. Мы себе такого позволить не можем. Хотя именно так и надо сделать для того, чтобы, например, фестиваль «Голос кочевников» стал масштабным мероприятием в масштабах нашей страны. Это надо сейчас активно начать искать партнеров и спонсоров, а это процесс ежедневный, кропотливый, нужно ездить по другим городам, нужно заниматься рекламной кампанией уже сейчас, придумывать турпродукты для туристов, сейчас уже определиться с программой фестиваля, его местом проведения и многое другое. Одна наша филармония не справится с таким объемом работы. 

Между тем, Бурятская филармония стабильно делает три фестиваля - это «Байкальский рождественский фестиваль», фестиваль камерной музыки «Пиццикато» и «Голос кочевников». В этом году мы также выиграли грант от Министерства культуры РФ, благодаря которому реализовали крупнейший проект «Классика на Байкале. Музыка без границ». 

Про кризис

То, что филармония сейчас так бурно работает, происходит благодаря нашей творческой команде единомышленников и государственной поддержке министерства культуры Российской Федерации и Республики Бурятия. Без этой поддержки мы бы ничего не смогли. Слишком далеко мы находимся от центра. Классическая музыка без господдержки не может выжить, особенно у нас, в провинции. Благодаря субсидии от государства мы можем оплатить дорогу, проживание музыкантов, и уже из своих доходов делать рекламную кампанию, оплачивать гонорары и т.д. И если прекратится финансирование культурных проектов в Улан-Удэ, то можно просто закрываться.

Сейчас постоянно говорят про кризис и про сокращения, а первым что сокращают? Культурные и социальные проекты, что категорически делать нельзя. Что касается нового сезона, в настоящий момент идет планирование, но в связи с кризисом мы не знаем пока, на какой объем финансирования сможем расчитывать в следующем году. Но в любом случае мы будем работать! Будем развивать виртуальный концертный зал, который мы открыли в прошлом сезоне; будем развивать детские проекты, потому что надо растить свою аудиторию. Будем создавать проекты с Молодежным камерным оркестром Бурятии и делать проекты на стыке разных видов искусства. Одним словом, продолжать жить и творить!»

Записала Соня Матвеева, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.