Увидеть свою изначальную суть

Открылась выставка мастера буддийской живописи Баярмы Ободоевой
A- A+
Выставка «Владыки чистых земель» открылась 2 сентября в Художественном музее имени Ц.С. Сампилова. «Владыки чистых земель» - это первая персональная выставка Баярмы Ободоевой.

Танкописцев в Бурятии не так много, и выставки буддийской живописи проводятся редко. Однако в деле возрождения буддийской старины и традиций появилось еще одно имя – Баярмы Ободоевой. Несмотря на молодой возраст, она получила признание у многих духовных учителей и даже у самого Далай ламы XIV, чью подпись (благословение) можно видеть на некоторых работах Баярмы.

 Танка – это священное буддийское изображение, которые обычно хранятся в дацанах и на домашних алтарях для напоминания об идеалах буддизма или как объект медитативного созерцания. Образованные буддийские монахи и практики для обозначения танка используют другое слово – мелонг, что означает «зеркало». В этом зеркале, как считают буддийские монахи, мы видим свою изначальную суть, чистую природу Будды.

 Баярма Ободоева совсем недавно вернулась в Бурятию из Индии, где в монастыре Гьюмеона она изучала искусство изображения мандал с опорой на коренные тексты. Представлять свои работы она не планировала, поэтому выставка получилась спонтанной. В срочном порядке девушка начала собирать свои работы, которые хранятся в дацанах и частных коллекциях религиозных людей.

 «Выставка организована по предложению Татьяны Анатольевны (директор музея. – прим. ред.), - говорит Баярма Ободоева. - Вначале я думала, что работ будет мало и они займут только один зал. Но помогли старые заказчики, они принесли мои работы. В итоге выставка заняла три зала».

 Эту выставку Баярма посвятила своим учителям. По ее мнению, именно от них зависит то, каким мастером станет ученик. Первым учителем для Баярмы Ободоевой стал Даши-Нима Дугаров, известный культурный деятель, с именем которого связано возрождение традиционных видов художественного творчества. Даши-Нима Дугарович был первым президентом Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК). 

 Он добился того, чтобы государство начало восстанавливать буддийские дацаны в посткоммунистическое время. Этот процесс начался с Цугульского дацана. Когда в его студию-мастерскую «Буряад зураг» попала Баярма, он и другие мастера и ученики занимались восстановлением Агинского дацана. Поэтому Баярма сразу после школы попала на реставрационные работы.

 «Я тоже задумывалась над тем, почему меня заинтересовала именно буддийская живопись, и пришла к выводу, что на это пришлось много обстоятельств, - говорит Баярма Ободоева. - В первую очередь, это реставрация Агинского дацана. Мне показалось интересным восстанавливать эту старину. Большую роль сыграл и Даши-Нима Дугарович, он хорошо объяснял и сумел раскрыть всю красоту, глубину нашей традиционной культуры. Если же говорить на языке буддизма, то да, это, видимо, карма, отпечаток прошлых жизней, где я, наверняка, тоже занималась буддийской живописью».

 Даши-Нима Дугарович познакомил Баярму Ободоеву с другим мастером буддийской живописи, которого многие знают, - Александром Кочаровым. Это произошло, когда вместе с учителем воспитанники мастерской приехали посмотреть студию Александра Кочарова. «Увиденные образы настолько поразили меня, что я, не дожидаясь следующего дня, попросилась в ученики, и он меня принял», - рассказывает Баярма Ободоева.

 По совету Александра Кочарова Баярма отправилась в Индию, где пять лет обучалась в Институте тибетской живописи танка, который создан мастером Сангье Еше по поручению Далай ламы. Большинство представленных работ написаны именно в тот период. 

 Последние годы стали для Баярмы знаковыми – впервые выполнены такие масштабные работы, как Владыки Трех Линий Преемственности – Авалокитешвара, Ваджрапани, Манджушри, а также Ваджрасаттвы, освоена техника нактанг.

 Для того чтобы рисовать танка, нужно очень много терпения, усердия и сосредоточенности. Не каждый художник обладает этими качествами. Ученик начинает свой путь с карандашных прорисовок, когда на бумаге чертится сетка, и в этой сетке прорисовывается тело Будды. На это может уйти в лучшем случае три года.

 Далее, когда человек переходит на танкописные изображения, он должен иметь определенные буддийские посвящения, проходить обряды, потому что танка – это все-таки религиозная живопись. Мастер берет на себя определенные обязательства, как правило, это основные пять обетов, также использует в своей жизни буддийские практики.

 В буддийской живописи важное значение имеет линия преемственности. Существует несколько стилей буддийской живописи, в которых имеются свои правила, традиции, каноны, последовательность. Работы Баярмы Ободоевой выполнены в стиле менри. 

 На создание одной танка уходит от месяца и более. «Мы рисуем на бумажной, белой ткани, - рассказывает Баярма Ободоева. - Она грунтуется мелом и клеем, полируется и натягивается на деревянный подрамник. Затем в ход идет линейка, чертится центральная ось, сетка построения. В ней рисуется тело божества, затем сетка стирается, рисуется фон. Это точечная прорисовка по сухой поверхности - трудоемкий и кропотливый процесс. Большое значение играет техника. В среднем в школе дети учатся в течение 5-6 лет, но это не говорит о том, что после такого обучения ученик становится хорошим художником».

 Прорисовка золотом – вершина мастерства в танкописи. «Золото - тяжелый материал, надо уметь в правильной консистенции его развести, - говорит Баярма Ободоева. - Работа с минеральными красками тоже требует навыка, потому что это все равно что рисовать песком. Нужно правильно учитывать соотношение клея и краски. Если клея мало, краска будет осыпаться, стираться. Если много, то при высыхании она просто треснет».
Работы Баярмы Ободоевой хранятся во многих дацанах и частных коллекциях по всему миру. Заказывают танка, как правило, религиозные люди.

 В дальнейшем Баярма Ободоева планирует развиваться и учиться дальше: «Сейчас хочу поступить в БНЦ и изучать буддийское искусство. А в дальнейшем открыть школу буддийской танкописи в Улан-Удэ. Для этого надо обладать практическими и теоретическими знаниями, поэтому надо учиться».

 Соня Матвеева, «Номер один».

 Фото Дарьи Шатовой.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.