В Бурятии активизировались язычники

Интерес к мистическим практикам растет с каждым годом
A- A+
27 сентября улан-удэнская родноверческая община «Родовичи» провела праздник Радогощь на капище в окрестностях Эрхирика. Это славянский дохристианский праздник прощания с летом, окончания сбора урожая. Само название состоит из двух слов: «Рад Гостям» - «Радогощь». Проводится в дни осеннего равноденствия. Считается, что в это время светлые боги погружаются в сон, и весь мир до весны оказывается во власти темных божеств. 

Надо сказать, в последние годы в Бурятии возрастает интерес к древнеславянским мистическим практикам, родноверческие общины привлекают все больше людей, увлеченных возрождением традиций своего народа. Первые славянские язычники в Улан-Удэ появились еще пятнадцать лет назад, но лишь в последние три года движение стало достаточно массовым. 

- Мы желаем возродить русские традиции, ведь в них глубинная история славянского народа, – говорит Велемир Москвитин, глава общины родовичи. - Восстанавливая древние обряды, мы стараемся, в первую очередь, возродить смысл действа, наполнить его сутью. 

Суть праздника «Радогощь» очень похожа на обряд «Закрытия небесных врат» в бурятском шаманизме. Впрочем, похожие празднества есть во многих культах, том же зороастризме.

- Небесная Сварга закрывается, – объясняет обрядница с прекрасным именем Светозара. – Мир будет во власти зимы до весеннего равноденствия, когда мы празднуем Комоедицу.

Обряд проводился на специальном месте, обустроенном в традициях древних языческих капищ. За круглой оградкой стояли идолы главных славянских божеств - Макоши, Сварога, Велеса, Перуна, чуть позади более крупный идол Рода – верховного бога. Ведущие обряда – «обрядники» - нарядились в старославянские костюмы. Обряд проводился в несколько этапов, по обычной схеме. Сначала - огораживание «коло» - защита места. Обрядники поочередно проходили по кругу, стуча в бубен, потом разбрасывая зерно и брызгая водой. Затем начался призыв божественных духов. Далее было славление богов, вознесение хвалы огню. Каждый раз, как обрядник возносил хвалу божеству, участники обряда громко кричали «Гой!», вздымая к небу обе руки.

Потом обрядник обходил с караваем вдоль собравшихся по ходу солнца. Люди возлагали на хлеб длани: левую - означало желание блага себе, правую – своему роду, обе – всему сущему. Потом участники воздавали хвалу славянским богам, подносили требы в жертвенный костер. Передавали по кругу братину с квасом, сваренным специально для празднества, немного брызнув в костер, немного отпив самому.

Из травы и прутьев соорудили «птицу», которую тоже проносили мимо участников, чтоб люди могли возложить на нее руки и загадать желания. После чего птица тоже сгорела на жертвенном огне. Вместе с птицей в закрывающиеся небесные врата уходят пожелания к предкам, в знак, что их помнят, благодарность за все блага этого года.

Со стороны может показаться, что члены Общины учавствуют в каком-то сектантском действе. Но организаторов мероприятия такие аналогии только обижают:

- С каждым годом все больше людей интересуется культурой своего народа, и это очень хорошая тенденция, потому что древние обычаи несут в себе не только верование, но и культурные ценности, нормы морали, характерные именно для нашего менталитета. Мы верим, что живая традиция подарит великое будущее нашей стране и нашему народу.

Василий Тараруев, для «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.