Машины-легенды

Ретромобили – достаточно популярное хобби в Улан-Удэ
A- A+
Один из таких ценителей – Юрий Левковец. За пятнадцать лет он собрал целую коллекцию старых машин. Сейчас она экспонируется в Музее истории Улан-Удэ.

- Если учесть, что первый ретромобиль я купил в 92-м году, то коллекционирую уже двадцать с лишним лет – говорит Юрий Михайлович.

Посетителей встречает мотоколяска-кабриолет СМЗ С-3А, выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом. В народе этот микроавтомобиль получил прозвище «моргуновка» - в фильме Гайдая на ней ездил Бывалый. Производилась с 1958-го по 1970 год, использовался мотоциклетный двигатель. Выпускалась для инвалидов Отечественной и выдавалась по соцобеспечению. Эта мотоколяска была выпущена в 1963 году. 

Сама экспозиция расположена во дворе музея. Сразу привлекает внимание архаичный вид «Москвича-400». Это самый первый «Москвич», являющийся копией немецкого довоенного «Опель Кадет К38».

- Немцы у своего «Опеля» собирались переместить неудачно расположенный аккумулятор, не успели, – смеется Вадим Таюрский, помощник организатора выставки. – А наши бездумно воспроизвели.

Дальше идет сменивший его «Москвич-402», выпуска 1957 года. Это уже оригинальная советская разработка. Рядом с ним - «Москвич-410» - это версия «402-го» для сельских жителей – полноприводная, с высоким клиренсом и колесами большего диаметра. Фактически это был первый советский «гражданский» внедорожник, предтеча современных «паркетников». Эта машина была выпущена в 1958 году.

Следом – «Волга» ГАЗ-21. Когда-то это была очень престижная машина. Ценится любителями ретро и сейчас, причем как автомобиль повседневного пользования. Эта «Волга» стала первым ретромобилем Юрия Михайловича.

- Просто захотелось иметь такую машину, – рассказывает он. - Я ездил на ней пять лет, и она меня устраивала. На ней и сейчас не грех прокатиться. Есть еще ГАЗ М-20 «Победа», на днях ее пригоним сюда.

Далее идут машины позднего периода. Непривычно видеть в роли ретромобиля старые добрые «Жигули». Тем не менее машины 70-80-х формально уже раритет.

- В России машина старше тридцати лет считается ретромобилем – объясняет Юрий Михайлович. - Те же «Жигули», особенно если осталась оснастка первоначальная, тот же фиатовский двигатель.

Из той же эпохи – внедорожник ЛУАЗ-967, гражданская версия армейского вездехода, и знаменитый «Запорожец» ЗАЗ-968. Вопреки фольклорной славе он считался хорошей машиной для своего времени. Чуть в стороне – еще одна мотоколяска, СМЗ С-3Д, популярная «инвалидка» позднесоветского периода. К слову, ее выпуск закончился лишь в 1997 году.

Машины по прямому назначению не используются, будучи коллекционными экземплярами. Однако техническое состояние у всех исправное, за исключением «Москвича-400», у которого отсутствуют генератор и стартер. Все автомобили доступны посетителям – можно сесть в салон, посмотреть под капотом. В машинах 50-х удивляет страшная теснота салона, в более поздних образцах значительно удобнее. И чувствуется некий ореол романтичности, присущий старой технике.

- Цена хорошо реставрированной машины начинается от 150 тысяч. Если руль, бампера, все узлы целые и родные, считается «ретро», – говорит Юрий Михайлович. - Все машины пришли мне в городе. И сейчас я то и дело встречаю немало интересных образцов, вроде оригинального «Опель Кадета». Коллекцию буду собирать и дальше.

Василий Тараруев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.