Отыскать ген воина
В Бурятии работают больше 50 спортивных федераций, несколько десятков спортшкол и клубов
И это не считая клубов по месту жительства, пришкольных и частных секций. Как же из такого многообразия выбрать свой вид спорта, подходящий для сына или дочки? Тренер с 20-летним стажем Екатерина Будаева согласилась ответить на вопросы нашей газеты.
- Все-таки в каком возрасте стоит отдавать ребенка в спортивную школу?
– Задумываться о спорте как необходимом ресурсе в жизни ребенка можно с самого его рождения. Сейчас развивающие центры предлагают много услуг оздоровительной направленности даже для самых маленьких, например, грудничковое плавание. Но в таком возрасте это не спорт, а лишь первые шаги к физической культуре. Спортивные занятия начинаются только в организации, где есть программа по виду спорта, определяющая возраст, условия, объем нагрузки и методики тренировки. Это важный фактор сохранности здоровья ребенка.
- Оправдано ли желание родителей вырастить чемпиона чуть ли не с пеленок?
– Для начала родитель должен задаться глобальным вопросом: для чего ребенку нужен спорт? И здесь важно понимать, что самое главное – это решение задач возраста. Например, к первому году жизни ребенок должен самостоятельно ходить, что является следствием глубинной возрастной задачи – доверять окружающему миру. То есть главным должны быть не победы и медали как таковые, а именно педагогическая задача. Для ребенка спорт является средством развития. И если говорят, что, например, в художественную гимнастику нужно отдавать не позже четырех лет, иначе потом это не имеет смысла, то, значит, в этом случае ценностным ориентиром выбора являются достижения ребенка в спорте, а не жизненный успех в целом. В дошкольный период ребенок должен осознать возможности своего тела в пространстве. Это значит, что ему нужно пробовать разные двигательные программы, а родителям - наблюдать, в какой физической деятельности ребенок чувствует себя увереннее, успешнее, развивается как самостоятельная личность.
– Что делать, если ребенок вдруг заявляет, что хочет бросить тренировки?
– Первое, что нужно сделать, – выяснить причину, поговорить с ребенком и с тренером. Как это случилось, почему, когда? На основе этого и нужно принимать все дальнейшие решения.
– Факторов для принятия решения у родителей множество: это и шаговая доступность места тренировок, ценовой диапазон экипировки, престижность вида спорта, известность тренеров и просто рекомендации знакомых. Так, на что прежде всего нужно ориентироваться? Как определить, какой вид спорта подходит для ребенка?
- В дошкольном возрасте оздоровительные занятия могут быть площадками для выбора будущего вида спорта. Обычно опытные тренеры советуют, прежде чем записать ребенка в секцию, заниматься общеукрепляющими занятиями для физического развития организма, укрепления иммунитета. К ним относятся плавание, лечебная физкультура, различные методики закаливания.
Кроме того, в Улан-Удэ есть лаборатория спортивной генетики, где по одному анализу можно диагностировать психофизические качества и способности ребенка, что позволит выбрать наиболее подходящий для него вид спорта. Это ген спринтера, стайера, воина или бодибилдинга, силы и выносливости. А развитие этих качеств поможет добиться высоких достижений. При этом будут учтены не только явные параметры тела ребенка, но и волевые качества, и риски получения травм, которые иногда могут являться следствием перетренированности организма. То есть надо вместе с ребенком заниматься физкультурой, чаще общаться, чтобы понять, какие появляются предпочтения.
Леонид Григорьев, «Номер один».
- Все-таки в каком возрасте стоит отдавать ребенка в спортивную школу?
– Задумываться о спорте как необходимом ресурсе в жизни ребенка можно с самого его рождения. Сейчас развивающие центры предлагают много услуг оздоровительной направленности даже для самых маленьких, например, грудничковое плавание. Но в таком возрасте это не спорт, а лишь первые шаги к физической культуре. Спортивные занятия начинаются только в организации, где есть программа по виду спорта, определяющая возраст, условия, объем нагрузки и методики тренировки. Это важный фактор сохранности здоровья ребенка.
- Оправдано ли желание родителей вырастить чемпиона чуть ли не с пеленок?
– Для начала родитель должен задаться глобальным вопросом: для чего ребенку нужен спорт? И здесь важно понимать, что самое главное – это решение задач возраста. Например, к первому году жизни ребенок должен самостоятельно ходить, что является следствием глубинной возрастной задачи – доверять окружающему миру. То есть главным должны быть не победы и медали как таковые, а именно педагогическая задача. Для ребенка спорт является средством развития. И если говорят, что, например, в художественную гимнастику нужно отдавать не позже четырех лет, иначе потом это не имеет смысла, то, значит, в этом случае ценностным ориентиром выбора являются достижения ребенка в спорте, а не жизненный успех в целом. В дошкольный период ребенок должен осознать возможности своего тела в пространстве. Это значит, что ему нужно пробовать разные двигательные программы, а родителям - наблюдать, в какой физической деятельности ребенок чувствует себя увереннее, успешнее, развивается как самостоятельная личность.
– Что делать, если ребенок вдруг заявляет, что хочет бросить тренировки?
– Первое, что нужно сделать, – выяснить причину, поговорить с ребенком и с тренером. Как это случилось, почему, когда? На основе этого и нужно принимать все дальнейшие решения.
– Факторов для принятия решения у родителей множество: это и шаговая доступность места тренировок, ценовой диапазон экипировки, престижность вида спорта, известность тренеров и просто рекомендации знакомых. Так, на что прежде всего нужно ориентироваться? Как определить, какой вид спорта подходит для ребенка?
- В дошкольном возрасте оздоровительные занятия могут быть площадками для выбора будущего вида спорта. Обычно опытные тренеры советуют, прежде чем записать ребенка в секцию, заниматься общеукрепляющими занятиями для физического развития организма, укрепления иммунитета. К ним относятся плавание, лечебная физкультура, различные методики закаливания.
Кроме того, в Улан-Удэ есть лаборатория спортивной генетики, где по одному анализу можно диагностировать психофизические качества и способности ребенка, что позволит выбрать наиболее подходящий для него вид спорта. Это ген спринтера, стайера, воина или бодибилдинга, силы и выносливости. А развитие этих качеств поможет добиться высоких достижений. При этом будут учтены не только явные параметры тела ребенка, но и волевые качества, и риски получения травм, которые иногда могут являться следствием перетренированности организма. То есть надо вместе с ребенком заниматься физкультурой, чаще общаться, чтобы понять, какие появляются предпочтения.
Леонид Григорьев, «Номер один».