Опасные пески Бурятии

Скандалы вокруг «ликвидаторов» вредных отходов не прекращаются
A- A+
Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат давно почил в бозе, однако отходы его жизнедеятельности до сих пор не дают покоя людям. Закаменцы живут среди техногенных песков. А предприятие, взявшееся очистить город, с самого начала своей деятельности стало предметом пристального внимания со стороны правоохранительных органов и СМИ. 

Шквал исков

В Бурятии, близ города Закаменск, живет и работает ЗАО с одноименным названием, основным видом деятельности которого является добыча и обогащение вольфрамо-молибденовой руды. Параллельно с этим предприятие, начиная с 2011 года, осваивает государственные деньги по контрактам на миллиардные суммы. Государство перечисляет деньги на счета акционерного общества, для того чтобы Закаменск очистили от техногенных отходов, которые остались от деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. 

Как известно, первые свои 499 млн для выполнения работ ЗАО «Закаменск» получило из федерального бюджета. А всю оставшуюся сумму начиная с 2013 года предприятие «черпало» уже из казны республики. А это в совокупности составляет порядка 1,2 млрд рублей. 

Проблема в том, что с самого начала исполнения своих обязанностей, то есть с 2013 года, ЗАО «Закаменск» регулярно судится с Росприроднадзором и федеральными инспекциями, которые также с завидной регулярностью выставляют предприятию предписания о нарушении условий ликвидации отходов. Только в этом году представители акционерного общества подали 8 исков об отмене предписаний со стороны различных служб. 

В 2013-2014 годах АО "Закаменск" также «сыпало» исками к Забайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Росприроднадзору по Бурятии. Но по всем делам производство либо прекратили, либо акционерному обществу просто отказали.

Пару недель назад природоохранная прокуратура Бурятии оштрафовала предприятие на сумму более трех миллионов рублей. А работы по ликвидации техногенных отходов просто остановили, так как прокуратура настаивает на проведении экологической экспертизы. «Прилетело» и министру природных ресурсов Бурятии Юрию Сафьянову. Ему вынесли предостережение. 

Такие «драконовские» меры природоохранная прокуратура обосновывает вполне логичными требованиями. Работает предприятие за деньги налогоплательщиков. Чтобы в отдельно взятом городе защитить от вредного воздействия техногенных отходов. Но в результате песок с содержанием вредных для здоровья металлов просто привозят на территорию предприятия и «вываливают кучку». 

- Место по размещению этих отходов должно быть изолировано от всего, - объяснила старший помощник Восточно-Байкальского природоохранного межрайонного прокурора Ирина Чистякова. - А они взяли и эту кучу просто вывалили в полутора километрах от города. И те же самые ветра будут снова все это раздувать на город. 

- Там должны быть установлены специальные сооружения, которые будут защищать отходы от ветров. Место должно быть изолировано от подземных вод, чтобы воды не вбирали их в себя. А они свалили кучу рядом со своей фабрикой и из этой кучи на фабрике получают вольфрам и молибден. Грубо говоря – свезли к себе на территорию. А в этом песке содержатся тяжелые металлы, опасные для здоровья человека: кадмий, марганец, медь, – констатирует помощник прокурора. 

Компания с Виргинских островов

Чтобы примерно представить масштабы деятельности предприятия в Закаменске, у которого вечные проблемы с природоохранным законодательством, стоит немного рассказать о его учредителях.

Генеральным директором АО «Закаменск» является Владимир Замбалаев. А вот одним из учредителей компании, с долей в 62,5 % является компания Adelite Holdings Limited, которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах. 

То есть деньги из местного бюджета осваивает фирма, учредитель которой прочно обосновался в оффшорах. Хотя еще в 2011 году, будучи премьер-министром, Владимир Путин заявлял: «С оффшорным наследием эпохи дикой приватизации пора заканчивать. Если мы хотим сделать нормальный инвестклимат в стране, то терпеть возможности реализации оффшорных схем, прежде всего в инфраструктурных отраслях, безусловно, нельзя».
 
В 2014 году глава государства в Послании Федеральному Собранию напомнил о том, что деоффшоризация экономики является одной из главных задач работы правительства. Тогда же говорилось о принятии жестких мер по ограничению вывода денег в оффшорные зоны. Более того, тогда четко прозвучал призыв не допускать такие компании к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием. 

«Собирайте общественность»

Неоднократные публикации в СМИ о периодических нарушениях административного законодательства и техники безопасности со стороны ЗАО «Закаменск», а также жалобы местных жителей не остались без внимания. Шум от скандалов «до небес» дошел до главы Бурятии Вячеслава Наговицына. 

В 2014 году глава республики на планерном совещании поручил руководству минприроды Бурятии разработать и внести предложения по жалобам местных жителей о ходе ликвидации «хвостов» Джидинского вольфрамо-молибденового комбината.

По словам главы Бурятии, проект «Ликвидация негативных воздействий техногенных хвостов Джидинского комбината» задумывался для сохранения Байкала, но получил только критику. Как отметил Наговицын, судя по газетным публикациям, некоторые жители жалуются на ухудшение экологической обстановки, пыль во время перевозки грузовиками. Не используются технологии, которые могут сбивать пыль, сами водители ездят без респираторов. По его мнению, эта информация должна быть рассмотрена публично. 

«Собирайте общественность Закаменска, прессу, определите, если это не нужно общественности, то остановим работы», - потребовал Наговицын. 

Елена Медведева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.