Последствия стихии: что будет с погибшим лесом

Лесные пожары этого года стали для республики настоящим стихийным бедствием
A- A+
Сегодня госструктуры подсчитывают ущерб от огня и определяют, какие мероприятия нужно провести, чтобы избежать еще более печальных последствий для зеленого массива. 

Раз сосенка, два сосенка 

Специалисты Республиканского агентства лесного хозяйства и центра защиты леса Бурятии на днях выехали в Прибайкальский район – Кикинское лесничество на лесопатологическое обследование, цель которого – определить категорию состояния древесины. 

- Лесопатологи, придя в лесной фонд, сначала определяют свое местонахождение, находят квартальные столбы. Потом от них делают привязку к данному насаждению, затем ставят граничный столб, определяется пробная площадь, - говорит Белигто Рабданов. - После того как они произвели пересчет деревьев, они определяют категорию состояния насаждений. После чего намечается вид санитарно-оздоровительного мероприятия – или будет выборочная рубка, или же очистка леса от захламления.

На участке, который на этот раз отрабатывали сотрудники, многие деревья оказались погибшие. Здесь раньше произрастали кедр, пихта, лиственница, береза. И таких участков по Бурятии немало. В ближайшие три года лесопатологическое обследование предстоит провести на площади в 210 тысяч га. На это потребуется свыше 177 миллионов рублей. Остальная территория находится в труднодоступной местности. 

Спасение от вредителей 

В конечном счете погибшие деревья должны быть вырублены. Это необходимо для того, чтобы очистить лес и оградить здоровые деревья от вредителей.

- Пока еще этот лес пригоден для коммерческих целей. На следующее лето он будет заселен вредителями. Если его сейчас не уберут, техническая годность его снизится. Еще через год техническая годность снизится на 100 процентов, - рассказывает Андрей Спиридонов. – Видите, дальше идет гряда леса, который не погиб. Там был низовой пожар. В том случае, если погибший лес не вырубится, стволовые вредители перейдут на здоровый лес, и он в дальнейшем тоже может погибнуть.

Кедры, которые стояли здесь примерно 110-120 лет, больше уже не будут плодоносить. На ветках нет хвои, на стволах не осталось коры, а из-за выгоревшего мха обнажились корни дерева. Любой сильный ветер просто повалит его на землю.

Только на этой обследуемой территории пожар прошелся по порядка пяти тысячам гектаров леса. Сегодня о конкретном ущербе говорить рано, но, по предварительным результатам, вырубить придется не меньше 1,2 тысячи гектаров.

Древесина – жителям 

Вырубать лес и перерабатывать его будут арендаторы лесного участка. Если лес не в аренде, то к этому будут привлекать местных жителей.

- У арендаторов в договорах прописано проведение лесопатологического обследования для определения санитарного состояния леса. И, во-вторых, они должны убирать погибшие, поврежденные насаждения, - говорит Белигто Рабданов. - Вокруг населенных пунктов вырубкой погибших и поврежденных насаждений занимаются лесничества на местах. Любой житель обращается в лесничество, находящееся по месту жительства, и ему отпускается древесина.

После того как лес будет очищен, здесь будет проводиться лесовосстановление. Причем вернуть погибший лес можно несколькими способами. 

Первый способ – это содействие естественному восстановлению леса. На участке, где сегодня работали сотрудники РАЛХа и центра защиты леса, неподалеку растут здоровые кедры. Их семена могут дать начало новым деревьям. 

Второй – это посадка деревьев. Основная волна таких работ проходит каждой весной - в вегетационный период. Но со следующего года лесники планируют увеличить площадь восстановления до 30 тысяч гектаров ежегодно. Однако от помощи общественности они не откажутся. Восстанавливать лесной фонд надо, как говорится, всем миром.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.