Крылья Арктики

У-УАЗ передал Минобороны новый уникальный вертолет
A- A+
Два года российская военная авиация несет службу в суровых условиях Крайнего Севера. Облегчить эту службу призван первый в стране «арктический» вертолет, который изготовили на Улан-Удэнском авиазаводе. Ми-8АМТШ-ВА выдерживает температуры ниже - 40 °С, а дальность полета составляет более 1300 километров.
 
9 месяцев для Терминатора

Арктика сегодня – это стратегически важный регион, где протяженность российского побережья составляет 22,6 тысячи километров. Это более чем в 2 раза превышает длину арктического побережья всех остальных стран мира. Здесь солнца не бывает по 6 месяцев, а столбик термометра иногда может опуститься до отметки в –40 градусов Цельсия. Поэтому и оборудование для арктической группы войск должно быть специальным. 

Создать вертолет для экстремальных условий арктического Севера - именно такой заказ от Министерства обороны получил улан-удэнский авиазавод, который входит в холдинг «Вертолеты России». За основу было решено взять машину Ми-8АМТШ, которая получила неофициальную кличку «Терминатор» и была принята на вооружение ВВС России в 2009 году. Модернизация и доработка винтокрылой машины заняла почти 9 месяцев. Чтобы «родить» вертолет, потребовались усилия огромного количества специалистов завода и летчиков-испытателей, которые провели в воздухе более 100 часов.

- Основная задача нового вертолета – это работать автономно без всяких наземных источников и сделать запуск на любых поверхностях – будь то льдина, дальняя станция на каком-нибудь острове, – говорит управляющий директор авиазавода Леонид Белых.  

Специальная машина получила литеру ВА («Высотный Арктический») и серо-оранжевый окрас, который хорошо виден на арктическом льду. Одна из задач, которая стояла перед инженерами и экспертами, - преодоление больших расстояний в условиях абсолютно мерзлоты. Дополнительные баки на борту позволяют пролететь до 1300 километров. Это в 2,5 раза превышает возможности вертолета Ми-8. 

Проблему экстремальных холодов решили с помощью системы обогрева - в гидравлической, масляной и топливной системах установлены тефлоновые шланги. Также машина оборудована встроенной системой подогрева силовой установки и трансмиссии. По словам разработчиков завода «Вертолеты России», на борту будет комфортная комнатная температура, даже когда за иллюминатором –50, а экипаж сможет легко разогревать пищу прямо на борту. 

- В мороз у любой машины замерзает масло. А на этой машине эта проблема решена, она сама себя подогревает. Это полностью автономная универсальная машина, – отметил начальник боевой подготовки армейской авиации ВКС генерал-майор Олег Чесноков.

Для Ми-8АМТШ-ВА вьюга или условия низкой видимости – не проблема, а обычные рабочие условия. На случай, если пропадает спутниковый сигнал, в Ми-8АМТШ-ВА предусмотрено сразу несколько систем навигации - дублированная спутниковая система, цифровая навигационная система со встроенным генератором карт и бесплатформенная инерциальная система, позволяющая определить текущие координаты местоположения вертолета при пропадании спутниковых сигналов.

Вертолет имеет систему наблюдения в условиях низкой видимости за местоположением других воздушных судов и поисковый радиопеленгатор для поиска терпящих бедствие людей и техники.

Отметим, летать на арктическом флагмане возможно в абсолютной полярной темноте. Для этого предусмотрены очки ночного видения. А при шторме, достигающем скорости 15 метров в секунду, цифровой автопилот сможет самостоятельно посадить борт.

Машина для России

Торжественная церемония передачи первой машины Ми-8АМТШ-ВА заказчику - Министерству обороны России состоялась 25 ноября. 

- Два года назад на архипелаге Новосибирские острова мы первые в мире обеспечивали морской ордер на вертолетах Ми-26. И очень радостно, что за это время был построен новый вертолет, где учтены все наши пожелания по работе в Арктике, – отметил генерал-майор Олег Чесноков. 

Напомним, контракт на поставку вертолетов для арктической группировки российских войск был подписан с Министерством обороны в феврале этого года и исполняется Улан-Удэнским авиационным заводом наряду с долгосрочным контрактом на поставку вертолетов до 2020 года. Примечательно, что «арктический» вертолет, переданный Минобороны, стал для авиазавода юбилейным. Это 1000-й по счету вертолет из серии Ми-8АМТ/Ми-171, созданный в Улан-Удэ.

- Этот прекрасный вертолет еще раз подтверждает, что улан-удэнский авиационный завод – передовой по созданию новых образцов вертолетов в нашем холдинге. Еще до подписания контракта все рабочие, инженеры приступили к созданию этого великолепного летательного аппарата. Своим самоотверженным трудом они доказали, что возможно и в такие сжатые сроки создать такой отличный вертолет. Несомненно, он будет использоваться по назначению в наших воздушно-космических войсках и не только. Технологические решения, отработанные в военной версии вертолета Ми-8АМТШ-ВА, мы будем внедрять в производство гражданской продукции, – отметил Владислав Савельев, директор госпоставок холдинга «Вертолеты России».

В перспективе эти вертолеты возьмут на вооружение и нефтяники, и службы МЧС. Специалисты холдинга «Вертолеты России» уверены, что с помощью этих машин можно будет исследовать новые уголки арктического мира и спасти сотни жизней.

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.