Наркологи: "У нас появились постоянные VIP-клиенты"

Мы побеседовали с теми, кто каждый день пытается противостоять этой проблеме
A- A+
Люди, занимающие высокое положение в обществе, успешные бизнесмены, творческие личности, приличные матери семейств, отчаявшиеся безработные – стать алкоголиком может любой из нас. 

За закрытой дверью

Наркологический диспансер сегодня уже не похож на «исправительное» учреждение с драконовскими порядками. Здесь чистые комнаты, современное оборудование и пациенты, глядя на которых, сложно поверить в их диагноз. Интеллигентные, образованные люди. Но врачи говорят: ошибки точно нет.

- Его привезли с белой горячкой, а второй - жертва длительного запоя, из которого самостоятельно выбраться не может.

Сперва мы попадаем в отделение интенсивной терапии, где лежат больные. Потом - в отделение реабилитации, которое работает с 2012 года. Более трех лет специалисты занимаются комплексным профессиональным лечением алкоголизма. 

По словам заведующего отделением Андрея Алсаева, пациентов с каждым разом поступает все больше и больше. Правда, чаще доходят до реабилитации только те, кому уже нечего терять: безработные, потерявшие все, отчаявшиеся люди.

- Пока человек трудоустроен, пока он «держится на плаву», он считает, что все обойдется как-нибудь, - замечает Андрей Алсаев. 

Врачи признают: средний класс вообще предпочитает «не светиться» в диспансере. Вместо этого в тяжелой ситуации они вызывают на дом частнопрактикующего врача, в народе называемого «похмельщиком».

- Он быстренько позвонил, вызвал на дом «похмельщика» (врач-нарколог), его прокапали, и часто прокапывают совершенно безуспешно. Чаще всего такое прерывание запоя ухудшает состояние больного. Здесь нужно время, - поясняют в диспансере. - Мы же от такой практики отказались. «Острые» больные здесь находятся в медикаментозном сне.

Тем временем за стенами диспансера алкоголезависимые думают, что могут пить неделю спокойно и прокапаться. И это самая большая ошибка. Когда пропадает страх перед тяжелыми последствиями и появляется уверенность в безнаказанности такого поведения, человек начинает пить больше и чаще. 

VIP-клиенты

Меж тем, несмотря на практику отказа среднего класса от диспансера в пользу частных докторов, VIP-пациенты здесь все же есть. 

- У нас есть несколько постоянных клиентов, занимающих очень высокое положение в обществе, которые лежат у нас регулярно в течение года, - признаются врачи. - Бывает, что и по два-три раза за месяц. Пытаешься достучаться до них, но бесполезно. Они считают, что ничего в этом особенного нет, их возможности позволяют вести такой образ жизни. 

Действительно, пока финансовые, физические и интеллектуальные возможности позволяют метаться между нормальной жизнью и алкогольными запоями - так и будет все продолжаться. Человек способен вести бизнес, принимать важные решения, уделять хоть какое-то время семье. Но, по словам врачей, рано или поздно больной пересечет черту. А за ней - только деградация, асоциальный образ жизни, потеря семьи и работы. 

- Пытаешься его здесь удержать. Но разговор один - у меня бизнес, у меня проблемы, у меня совершенно нет на это времени. Да и пил-то я всего три дня! А то, что это четвертый раз за месяц, им не страшно, - грустно констатируют специалисты.

И это не только политики и бизнесмены. Это и известные творческие личности, находящиеся на перепутье жизни, это и жены «приличных людей». Этих людей знает не понаслышке вся республика. 

Женщины из хороших семей

Тем временем в Бурятии формируется пугающая тенденция - женщины стали пить больше и дольше. При этом пациентки, с которыми сталкиваются врачи в наркологическом диспансере, в большинстве своем опять же образованные, семейные женщины, имеющие детей.

Про таких говорят: «в руках дело горит». В доме чисто, на столе всегда вкусная еда, дети под присмотром. А муж, приходя вечером с работы, приносит в уютное гнездышко то бутылочку вина, то пива, разбавляя серые будни семьи алкоголем. На первый взгляд – банальная история. Но, как известно, у женщин алкоголизм развивается быстрее, и последствия бывают трагичными. 

Невинное влечение заканчивается страшными запоями по нескольку дней. И вот уже скандалит муж, грозится забрать детей, хмурится родня: «а вдруг кто узнает». И давление на неустойчивую психику пьющей женщины увеличивается в несколько раз. Испуганная, виноватая перед всеми, она купирует стыд еще одной порцией спиртного. 

- Даже если она пытается какими-то легкими способами уменьшить свои болезненные ощущения. Нормализировать сон, прервать запой и все, - объясняет заведующая отделом профилактики Лариса Сансанова. - А основа - внутренние проблемы, психологические проблемы, которые она не решила, остаются. В основе всегда есть проблема. У женщин зависимость всегда имеет психологическую подоплеку. А так как привычка уже сформировалась, она не может остановиться. Получается бег по кругу: «Сегодня выпью, завтра не буду». И так – каждый день. 

Зачастую все начинается с пятничных посиделок, когда женщины хотят расслабиться после тяжелой трудовой недели. 

- Сейчас среди женщин очень развита тенденция «пятничных посиделок», вот эти все корпоративные посиделки. Это очень серьезная проблема. Именно женский алкоголизм. А начинается сейчас все с юношеского возраста. Мы часто общаемся с молодежью, и тенденция такая – сначала напиться, а потом куда-то идти. Это уже алкогольная установка. 

Но среди негативных тенденций специалисты отмечают и одну позитивную: сейчас формируется целая социальная прослойка молодых людей, которые не признают алкоголь ни в каком проявлении. 

Елена Медведева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.