Тайна одного чердака

Бизнесмен-изобретатель держит на чердаке стаи дрессированных птиц
A- A+
Есть на Читинском переезде в Улан-Удэ за высокими воротами одна небольшая СТО. Бригада из нескольких человек здесь уже много лет «оживляет» чужие машины. Хозяин фирмы – мастер, изобретатель Виктор Пашин - следит за тем, чтобы дела шли хорошо. А еще у него одна маленькая тайна. На чердаке. 

Хранители чердака

Дом Виктору Федоровичу достался, будучи почти заброшенным общежитием. Находчивый мастер на все руки переделал его в уютное жилище и офис. Вроде бы дом как дом. Но каждый клиент СТО и просто гость порой невольно замирает от чужого взгляда. Словно кто-то внимательно изучает тебя с ног до головы. Осмотревшись по сторонам и, наконец, задрав голову вверх, понимаешь: смотрят на тебя маленькими зоркими глазами из-под крыши. 

- Ну, чего, чего вы уставились,- встречая журналиста «Номер один», говорит в сторону чердака Виктор Федорович. В ту же минуту к нему спускается и усаживается на плечо белая лохмоногая пташка. 

Как выясняется, на крыше у Виктора Пашина живет почти полсотни породистых голубей. Здесь из разных уголков смотрят на нас и «павлины» с пушистыми хвостами, и лохмоногие, и чупатые, и маленькие «чайки», и большие «кавказцы» и удивительные нежные голубки с бантиками на грудке. Белые, кремовые, сизые. Кто-то высиживает птенчиков. Другие сидят на жердочке. 

Сегодня такое хобби для улан-удэнцев редкость. Молодежи такое увлечение чуждо. А у деда Вити эта любовь тянется с тех далеких времен, когда деревья в Улан-Удэ были выше домов, в городе ездили на мотоциклах, а все мальчишки были романтиками.

Пока мы прогуливались по двору, то одна, то другая голубка присаживалась на плечо своего хозяина. 

Мальчишки-романтики

Началась голубиная история в шестидесятых годах на Батарейке. В семье Пашиных росло три брата, Виктор был средним.

- На улице Толстого был у нас свой дом. Тогда почти вся шпана бегала, все свистели, голубей, гоняли… - вспоминает более чем полвека спустя Виктор Федорович.

Парень долго приглядывался к тем ребятам, у кого уже были маленькие свободолюбивые питомцы. Учился, как надо ухаживать, чем кормить, как приучать к дому птиц. 

- На церкви у горсада всегда голубей была тьма-тьмущая. Бывало, ночью залезешь туда, фонариком их ослепишь, они такие рассеянные становятся. Мешок наберешь, и домой. Но только приучить их не удавалось - слишком вольные.

Родители купить мальчику голубя сначала не разрешали. Но один раз маленькому Вите очень повезло. Чудо произошло благодаря хитрости соседского мальчишки Саньки Тарасова, у которого уже была целая стая голубей.

- Как-то в небе над нами закружил красивый голубь с колечком на лапке. Санька его увидел и вспугнул своих голубей, чтобы они к нему подлетели и вниз вместе с ним обратно приземлились. А они присели на мою крышу. Я голубя себе и забрал. Смастерил ему клетушку, прорезал на чердаке барабан, жердочку сделал. С Санькой, конечно, поссорились. Но потом помирились снова.

Так у десятилетнего Вити появился первый голубь. А у его отца вдруг стало пропадать зерно, отложенное курам. Родители не понимали такого увлечения, но держать птиц не запрещали. Тем временем голубей становилось все больше и больше.

По словам Виктора Федоровича, некоторые голуби в начале шестидесятых стоили целое состояние. Другие же можно было дешево купить на барахолке, на месте которой сегодня Приборостроительный завод. Деньги на них Виктору давал иногда старший брат. Иногда мальчик вскапывал огороды у голубятников и за это получал птичку.

- А еще у меня был велосипед, так я его давал кататься. Даешь покататься, а тебе взамен голубя какого-то дадут, - рассказывает он.

Иногда же голубей Виктор Федорович, как и в первый раз, заманивал на чужих. Чтобы они никуда не улетели, у таких «гостей» перевязывали несколько перьев на крыле. Новенькие ходили так несколько дней, пока не привыкали к новому дому.

Любовь и голуби

Для Виктора Федоровича и в детстве и сейчас голуби – это какое-то чудо. Возьмешь его, тепленького, сердечко маленькое колотится, и он так умилительно смотрит на тебя. Душа поет.

Сегодня про этих птиц рассказывают много разных историй. Что они верные, и если уж нашли себе голубку, живут с ней до смерти, да и от хозяина по доброй воле никогда не улетят. А еще после войны одному почтовому голубю даже присвоили звание полковника. Такой умной и бесстрашной была птица, доставившая сотни важных сообщений в тяжелое время.

Виктор Федорович, повидавший сотни голубей, уверен: на самом деле голуби - как люди. Бывают верные, бывают не очень.

- Правда, у меня они всегда были хорошие,- улыбаясь, признается наш собеседник и вспоминает, как однажды ему самому пришлось бросить своих любимцев.

В начале семидесятых дом на Толстого сносили. Перед сносом Виктор раздал всех своих птиц.

- Последним был Кавказенок, мой любимый, смешной такой. Коричневый, с большими перьями. Он сам куда-то улетел. Но потом, спустя несколько месяцев, вернулся. Было холодно, он постучал в форточку и залетел на печку. Так и жил со мной зимой: залетит, на печке переночует и снова на волю. Потом квартиры попали под снос, и я его больше не видел, - рассказывает сегодня деда Витя.

Что до почтовых голубей, то и такие у нашего собеседника когда-то были. Птица, как нам рассказали, и правда, надежная. Но что толку, если они приучены прилетать обратно домой?

- Это только напоминания самому себе писать, - смеется Виктор Федорович. - Единственное, бывало, в лес, в Ошурково, поедем и с собой его возьмем. Если задержимся, отправляем сообщение домой - записку. Телефонов-то не было.

После своего Кавказенка Виктор Федорович снова заводить голубей долго не решался. Даже пробовал привозить из лесу дикую птицу, но из жалости отпускал. И только рассказывал своей любимой супруге, какие когда-то у него были необыкновенные птицы. 

«Мы снова вместе»

Но спустя тридцать с лишним лет голуби все-таки вернулись к Виктору Федоровичу. Он уже успел поставить на ноги двоих детей, построить дом и стать настоящим бизнесменом и изобретателем. Фирма Виктора Пашина, кстати, была единственной в Советском Союзе, коей была разрешена отливка поршней, не уступающая в качестве тольяттинским.

- Я подружился с одним голубятником. Он подарил мне сначала несколько пар птиц. Потом у меня стали появляться еще и еще, - говорит дедушка Витя. – Сейчас расстаться с голубями мне не разрешат ни жена, ни дочь с сыном, ни банда из троих внуков.

В отличие от других голубятников, Виктор Федорович бизнес на своих пушистиках делать не собирается. Они больше для души. Поразговаривать с ними, позапускать в небо, внуков порадовать. 

- Мальчишки часто просят, мол, деда, пойдем, позапускаем голубей. Тогда я иду на чердак, беру охапочку и в клетку. Едем до площади, до «Элеватора» или дальше. И отпускаем.

Голуби, конечно, всегда возвращаются домой. Покружив пару часов, а иногда суток - это уже в зависимости от характера. Бывают и грустные истории, когда голуби попадают в лапы хищных птиц. Но такое у Виктора Федоровича случается редко.

Сегодня породистых голубей в городе все меньше. Так что если встретите в центре города красивых птиц, знайте, что они наверняка нашего дяди Вити. Иногда белоснежные, а порой перемазанные сажей от ТЭЦ, они возвращаются к нему снова и снова, чтобы напоминать о детстве, о романтике, и городе, который был когда-то.

Марина Ушакова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.