О том, как надо делать

В сфере сохранения культурных, национальных и прочих хороших традиций в Бурятии закрепился только один проект, который удачен и с точки зрения названия, и популярности. «Глобальный ехор» - это пример, как надо создавать социальные и общественные бренды без криков, митингов и больших бюджетных денег «во спасение».
A- A+
Идея знаменитого ансамбля «Байкал» (впрочем, могу ошибаться) несколько лет назад упала в благодатную почву. Попытка обучения и вспоминания танца в городском масштабе привела к самоиндукции больших масс населения. Всем понравилось танцевать на улицах города и поселений в больших количествах. При нынешнем прогрессе в средствах коммуникации погружаться в ехор, а затем выставлять в «Инстаграм» или «Ютуб» стало предметом гордости и в Нью-Йорке, и в Москве.

Произошел редчайший, пока, в Бурятии случай, когда проблему сохранения культур упаковали в современный тренд с применением почти халявных для всех жителей Земли высоких технологий связи. По сути, уличное шествие в виде флешмоба, плюс гаджеты в руках. Именно так раскручиваются социальные проекты во всем мире. Ровно таким же образом мы получили «Глобальный ехор».

Если убрать уличное времяпрепровождение с ехором как таковое, то остается на поверку только одно. Без увязки культуры, литературы, истории и прочего национального наследия с реальностями современного мира хороших проектов «по спасению» не получится.

Есть дорогущие проекты по обеспечению программным «софтом» бурятского языка, причем прорывные. Есть более недорогие или почти бесплатные, как случилось с «Глобальным ехором». Но суть не меняется. Пока ту же славную литературу писателей Бурятии можно будет прочитать, сходив ногами библиотеку, а не получить к ней доступ, пару раз ткнув в телефон или планшет, она будет забываться. И все больше становиться артефактом, а не доступной культурой.

Поэтому, когда идет обсуждение очередного проекта по сохранению национального чего бы то ни было, и хоть какого народа в Бурятии, надо всего лишь спрашивать – сколько тысяч или десятков тысяч населения республики смогут стать сопричастными проекту. Буквально просчитывать вовлечение населения в большом количестве и делать проекты масскульта. И это не гигантомания, а расчет себестоимости проекта – общие расходы, делимые на количество участников. Тогда и про эффективность вложенных средств можно поговорить. Как это успешно и случилось с «Глобальным ехором».

Виктор Золотарев, «Номер один».  
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.