Бесплатная приватизация дворцов

Нелицеприятная история ухода экс-ректора БГУ не заканчивается. В суде рассматривается иск Степана Калмыкова, в котором он пытается отсудить у университета землю в центре Улан-Удэ. Эта земля нужна ему для завершения схемы по бесплатному приобретению 3-этажного коттеджа, ранее принадлежавшего университету.
A- A+
Нелицеприятная история ухода экс-ректора БГУ не заканчивается. В суде рассматривается иск Степана Калмыкова, в котором он пытается отсудить у университета землю в центре Улан-Удэ. Эта земля нужна ему для завершения схемы по бесплатному приобретению 3-этажного коттеджа, ранее принадлежавшего университету. 

Гостиница для родственников

Имя бывшего ректора и депутата Народного Хурала теперь будет связано не только с многолетним мудрым правлением БГУ. «Номер один» стало известно о судебной тяжбе экс-ректора. На кону участок в 129 квадратных метров. 

Предыстория такого любопытного иска такова. До 2008 года БГУ мог похвастаться землей в центре столицы Бурятии по улице Партизанская и домом на ней площадью 211 квадратов. Планировалось, что дом будет VIP-гостиницей для делегаций – гостей университета из других стран и городов. Университет за свой счет полностью обеспечил его всем необходимым: отличный ремонт, мебель и пр. Однако, по информации «Номер один», с делегациями там было туго, а дом стал гостиницей для родственников экс-ректора. На сегодня же в иске Степан Калмыков указывает «спорный» адрес в качестве своего постоянного места жительства.

Оказывается, в июле 2008 года ректор БГУ Калмыков передал этот дом в собственность по сути сам себе - как ректор частному лицу. Оформлено это было в соответствии с законом о приватизации – будто бы ректор жил в этом доме на праве социального найма и приватизировал его, как какой-нибудь обычный владелец стандартной хрущевки. Обратим ваше внимание на то, что рыночная стоимость этого дома - свыше 12 млн рублей.

Однако, приватизировав само дорогое строение, г-н Калмыков сделал половину дела. Ведь земля под строением по документам все еще принадлежит университету. Поэтому в октябре 2014 года руководитель университета обратился в ТУ Росимущество в РБ с заявлением о приватизации и земельного участка. Здесь-то и возник спор.

«Нарушенные права» ректора

Позиция Росимущества указана в самом иске Степана Калмыкова. Он цитирует ответ ведомства: право пользования университетом на участок не прекращено. А это значит, что предоставить его гражданину Калмыкову в порядке приватизации невозможно.

Не удовлетворившись таким ответом, в конце октября прошлого года Степан Калмыков обращается в суд. Исковое заявление Калмыкова незамысловатое. Заявитель ссылается на одну из статей Земельного кодекса РФ. По ней, граждане и юрлица, в собственности которых есть здания на государственной или муниципальной земле, имеют исключительное право на бесплатное приобретение оной.

Далее, по логике юристов Калмыкова, что опять же следует из искового заявления, Росимущество было обязано принять положительное решение по участку в месячный срок. Росимущество же вынесло решение об отказе, чем нарушило права ректора.

Требования заявителя понятны и просты: в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда издать распоряжение о предоставлении земельного участка. Кроме того - обязать Росимущество направить Калмыкову проект договора купли-продажи.

«Самоволка» Калмыкова

Отметим, само Росимущество суд своим присутствием не балует. Однако и без этого раскрывает суду ряд любопытных моментов. В наших руках оказался и отзыв на исковое Калмыкова.

Прежде всего, управление отмечает: БГУ не подавал заявление об отказе от земельного участка в Управление Росреестра по Бурятии. Следовательно, право постоянного пользования участком прекращено быть не может, таков регламент. Более того, по иронии судьбы в 2002 году университет сам перестраховался. Так, в уставе университета с тех пор прописано, что жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального и культурного назначения, приватизации не подлежат. Говорит об этом и учредитель университета - Минобрнауки России.

Все это заодно и доказывает, что изначально приватизация ректором недвижимого имущества, то есть «жилья», была незаконной. А согласно закону об образовании от 2012 года приватизировать любое имущество, принадлежащее государственной образовательной организации, вообще запрещено. Теперь, в довесок ко всему, коттедж Калмыкова выглядит не иначе как вполне приличная «самоволка» в центре города. Несправедливо было бы забывать и о статье Земельного кодекса, отсылка на которую, по сути, лежит в основе иска Калмыкова. 

С 1 марта 2015 года она и вовсе ныне утратила силу. Однако в любом случае специалисты подчеркивают: в этой ситуации применить ее было бы невозможно.

Развалившаяся схема

Есть в этом деле еще один любопытный нюанс. По информации «Номер один», интересы Степана Калмыкова в суде долгое время представлял юрист, работавший одновременно в БГУ (сегодня представители стороны заменены). Тем самым, следует полагать: осенью ректор классического университета надеялся на заключение мирового соглашения сам с собой. Для Калмыкова все могло бы закончиться идеально, однако в планы вмешалось освобождение от должности. Экс-ректору не хватило буквально нескольких месяцев.

Остается только гадать, какие еще удивительные планы Степана Калмыкова были реализованы за 20 с лишним лет руководства университетом. Что же касается последнего, Калмыков на сегодня может отказаться от этого «жилья». Также его могут, опять-таки как самоволку, снести. В любом случае юридическая практика показывает: довести эту схему до конца у него получится едва ли.

Впрочем, можно пофантазировать на тему иного развития событий. Ввиду приватизации коттеджа, совершенной, думается, по интересной схеме, суд имеет право передать дело Калмыкова в правоохранительные органы. И вот тогда правовые последствия для экс-ректора и депутата бурятского парламента непредсказуемы.

Решение близко

Тем временем решение по иску Калмыкова не за горами. Судьбоносное заседание в Советском районном суде Улан-Удэ должно было состояться в минувшую пятницу. Но на нем обсуждались лишь некоторые «технические» детали. Во-первых, в последний момент сменился законный представитель Калмыкова. Это уже не Александр Васильев, а известный по ряду громких дел молодой юрист Алдар Эрдынеев.

Во-вторых, поступило ходатайство Минобрнауки РФ. В нем министерство просило привлечь как соответчика не Минобраз, а БГУ. Причина тому - спорный участок не числится на балансе Минобрнауки России в составе объектов основных средств и не предоставлен на праве постоянного пользования. В итоге суд согласился с министерством частично, решив, что соответчиками должны быть и Минобрнауки России, и университет.

Такая смена позиций позволила представителю Калмыкова ходатайствовать об отложении заседания. Следующее и, вероятно, последнее, состоится вечером 11 марта. Пока же Калмыковы спокойно живут в спорном трехэтажном коттедже. Об этом говорят свежие следы у просторного гаража и самого входа, а факт проживания подтверждают и вежливые соседи.

Марина Игумнова, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.