Жертвы чиновничьего непостоянства

Надежды жителей 106-го квартала, которыми кормили их власти, в очередной раз не оправдались. Восемь домов, признанных незаконными постройками, могут быть снесены. Исполнительное производство по этому поводу уже началось, несмотря на обещания властей не обращаться к приставам.
A- A+
Жертвы чиновничьего непостоянства 

Надежды жителей 106-го квартала, которыми кормили их власти, в очередной раз не оправдались. Восемь домов, признанных незаконными постройками, могут быть снесены. Исполнительное производство по этому поводу уже началось, несмотря на обещания властей не обращаться к приставам.

Самовольщики поневоле 

Предшествовала этому история, полная неожиданностей и парадоксов. В 2006 году компания «Агролесстрой» арендовала у комитета по управлению имуществом Улан-Удэ участок в 106 квартале. Освоить его компания не смогла, вместо этого накопив уйму долгов. Тогда в 2011 году на помощь погрязшему в долгах «Агролесстрою» и теряющему прибыль КУИ пришла фирма под названием «БС-Медиа» в лице госпожи Мыртаевой, ныне находящейся в федеральном розыске.

«БС-Медиа» в обмен на погашение всех арендных платежей перед КУИ перетянула на себя право аренды участка в 106 квартале. После чего поделила его на мелкие участки под индивидуальное жилищное строительство и стала распродавать их ничего не подозревающим жителям.

Как оказалось, в «БС-Медиа» настолько увлеклись этим процессом, что половина проданных земель оказалась вне границ участка, прописанного в договоре с КУИ.

Когда к 2013 году это обнаружилось, владельцы участков за означенными пределами оказались в статусе самовольщиков, хотя дома, построенные там, были возведены практически с согласия городских властей, подтверждающих на тот момент легитимность «БС-Медиа».

Всего за пределами оказалось 140 участков из 270. Их владельцы были признаны потерпевшими по уголовному делу, возбужденному против «БС-Медиа» и поспешившей исчезнуть Фатимы Мыртаевой.

Впрочем, мэрия, в которой на тот момент кардинально сменилась власть, не разделила горе оказавшихся в непростой ситуации жителей микрорайона, и подала в суд с целью снести незаконные строения.

- Мы пока сами не спохватились и не подняли вопрос о законности этих действий, никто никак не реагировал. Когда это началось, комитет по управлению имуществом начал бороться с нами как с самовольщиками. А мы себя самовольщиками не считаем. Ведь мы не захватывали эти земли без ведома властей, - рассказывает один из пострадавших жителей Евгений Вершинин.

На поднявшийся по этому поводу шум отреагировали первые лица города и республики, заявив, что так нельзя, и нужно придумать что-то более гуманное. После этого иски прекратились. Однако суд успел вынести решения о сносе восьми домов. Впрочем, чиновники мэрии обещали проигравших жителей не трогать.

«Неожиданная» развязка

Тогда КУИ стал думать над вариантами решения проблемы. Вначале прозвучали предложения выставить эти участки на торги и позволить жителям их заново выкупить. Этот вариант не прошел, ведь федеральный закон запрещает выставлять на торги землю с возведенными строениями. Иначе в Улан-Удэ уже давно исчезла бы проблема самовольщиков в целом.

К тому же внезапно выяснилось, что на том месте, где стоят «незаконные» дома, к 2020 году должна быть построена развязка. Причем, в городском генплане это строительство было запланировано задолго до того, как началась распродажа этих земель.

Изменить генплан власти категорически отказываются, пытаясь доказать невозможность переноса или отмены строительства этой развязки. Хотя вряд ли были проведены какие-то изыскания на предмет поиска возможной альтернативы.

- Внести изменения в генплан возможно – по закону никаких препятствий для этого нет. Единственный вопрос – это миллионные затраты, во-вторых, это дополнительный объем работы. Кроме того, даже если эту развязку перенесут, то эта земля должна быть выставлена на торги, но по закону там не должно быть никаких строений. Хотя, если бы эту развязку убрали, то у людей была бы надежда, что через некоторое время были бы внесены изменений в законодательство, позволяющие узаконить эту землю, - говорит Галина Зимирева, юрист, которая ведет это дело.

Вместо этого власти предложили жителям идею о переносе их домов в соседний 107-й квартал. Идея в принципе выполнимая, хотя и не для всех. Шлакоблочные дома перенести невозможно, а перенос деревянных обойдется в примерную стоимость строительства, что не каждому по карману.

Впрочем, пока жители спорили и обсуждали это предложение, мэрия в очередной раз передумала, заявив, что 107-й квартал – единственное место в том районе, пригодное под парковую зону. А значит, перенос домов туда тоже отменяется.

Завидное непостоянство

Больше идей по решению проблемы не возникло, и вскоре восемь выигранных ранее мэрией исков отправились приставам на исполнительное производство. Причем, произошло это неожиданно для жильцов, ведь до этого чиновники давали обещания к приставам не обращаться.

- В целях снижения социальной напряженности среди граждан комитетом по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ принято решение об оставлении без рассмотрения поданных в Октябрьский районный суд исковых заявлений о сносе жилых домов в 106 микрорайоне. По 8 делам, по которым исковые заявления комитета о сносе удовлетворены, исполнительные листы в службу судебных приставов для исполнения предоставляться не будут, - говорится в официальном письме правового управления мэрии, датированном июлем прошлого года.

С той же формулировкой это обещание было дано в официальном ответе на тот момент уполномоченному по правам человека в республике Ивану Калашникову.

- Позиция властей неоднократно менялась. Они нас на протяжении всего этого времени постоянно обнадеживали. А теперь мы получили заявление о сносе. Хотя они говорили о том, что сносить ничего не будут, - говорит Евгений Вершинин - один из тех, кому пришло предписание о сносе его дома.

Теперь жителям восьми домов грозит принудительный снос построенных ими домов. Причем, если раньше подобные предписания чаще всего долго лежали без исполнения ввиду большого количества самовольщиков и дороговизны процедуры, то с прошлого года на эти цели стали поступать федеральные деньги.

Сегодня, впрочем, из бюджета деньги на снос домов в 106 квартале пока не поступили. Так что у жителей есть еще полгода или год, чтобы попытаться в очередной раз пробить бюрократическую стену и отстоять у КУИ свое право на, казалось бы, законно приобретенную землю. Ведь все они, как уже говорилось, являются потерпевшими. А потерпевших государство должно защищать, а не наоборот.

КУИ не при делах?

Между тем, сегодня не совсем понятна роль комитета по имуществу во всем этом деле. Ведь, как оказалось, перед тем, как построить дом, жители несли сотни тысяч рублей в КУИ для того, чтобы получить право на приобретаемую землю.

- Перед тем, как заключить договор с агентством недвижимости, я поинтересовался, куда нужно заплатить деньги. Мне сказали, что нужно сходить в комитет по управлению имуществом и взять там реквизиты. В КУИ мне сказали, что действительно существует договор аренды этого земельного участка, что «БС-медиа» действует на законных основаниях. Мне дали реквизиты, и я заплатил по ним 300 тысяч рублей, - рассказывает Евгений Вершинин.

Примерно месяц назад жители обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку по возбужденному в отношении «БС-Медиа» уголовному делу и привлечь чиновников комитета к уголовной ответственности, выделив эту часть в отдельное производство.

Кроме этого, обманутые жители намерены активно бороться за свою собственность. Уже сейчас готовятся акции протеста, активисты ищут способы привлечь внимание федеральных каналов. Сейчас идет сбор документов на проведение санкционированного митинга. Ведь для многих снос их дома равносилен выбрасыванию на улицу.

- В 80 домах уже живут люди. Некоторые люди продали квартиры, залезли в кредиты, чтобы построить там дома. У некоторых там уже родились дети. Люди придумывают себе улицы, подписывают дома, чтобы «скорая» или такси могли найти нужный дом, - говорит Евгений Вершинин.

Если же мэрия не прислушается к мнению жителей и не предпримет каких-либо действий по выравниванию ситуации, то Улан-Удэ ждет очередной социальный взрыв. Ведь снос восьми домов фактически означает отказ договориться со стороны городских властей. А значит, скоро в суд придут новые иски о сносе остальных домов.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.