Гарри Поттер по улан-удэнски

В руках Владимира Ткаченко дирижерская палочка становится волшебной
A- A+
21 марта на сцене Бурятской государственной филармонии выступит Объединенный молодежный оркестр Бурятии и Монголии.

Создателем и руководителем оркестра является дирижер, альтист Владимир Ткаченко. Несмотря на то, что Ткаченко – приезжий человек, в Бурятии он давно воспринимается как свой. Здесь он сыграл свадьбу, здесь же родился его сын-первенец. Почему известный музыкант остался в Бурятии, выяснил корреспондент «Номер один». 

«Мне нескучно жить»

Владимир Ткаченко родился в Крыму. В 2007 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова в классе профессора Алексея Людвига и доцента Александра Рихтера. Во время обучения по приглашению Юрия Башмета посещал его класс в Московской консерватории. После окончания консерватории поступил в аспирантуру Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, тогда же был приглашен в Университет Северной Айовы, США, где в 2009 г. стажировался у доктора Джулии Буллард (Jullia Bullard). В 2010 году Владимир прошел стажировку в одной из лучших струнных академий Европы, обучаясь у таких мастеров, как Стефан Метц и Марк Данель. 

Помимо того, что создатель Молодежного камерного оркестра Бурятии является талантливым музыкантом, он еще и отличается непредсказуемостью. 

- Что мне дает музыка? Мне нескучно жить, я ненавижу повседневную рутину. У меня мама может читать интересную книгу и забыть о времени, так же и я забываю обо всем, когда речь идет о музыке. Могу слушать музыку до 5-6 утра. Что происходит дальше? Принимаю душ, сплю, а потом мне звонят и говорят, что меня ждут журналисты. Такой я беспорядочный человек, - рассказывает он.

«Схватить за глотку и не выпускать»

«То, как я попал в Бурятию, – довольно известная история, - говорит Владимир Ткаченко. - Меня пригласил сюда на тот момент художественный руководитель театра оперы и балета Антон Лубченко. Остался я здесь, потому что мне интересно заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь. Я создал Молодежный камерный оркестр Республики Бурятия. Здесь есть острая необходимость в камерном оркестре, потому что его в Бурятии никогда не было. Были только попытки. У меня же есть огромное желание схватить оркестр за глотку и не выпускать его». 

Молодежный камерный оркестр появился в Бурятии два года назад и за это время успешно отыграл ряд концертных программ. А в конце 2015 года состоялся первый концерт совместного проекта Государственного колледжа музыки и танца Монголии, Колледжа искусств им. П.И. Чайковского и Бурятской государственной филармонии.

«Вы же знаете, что все дети отсюда уезжают. Я их учу играть, они взрослеют и уезжают получать высшее образование, я их теряю. А новые студенты не приходят. Да, эта текучка естественная. Проблема в том, что здесь нет консерватории, высшего профильного учебного заведения. Хотя, с другой стороны, если бы она здесь была, то некого было бы учить, потому что в Бурятии не так много людей, которые интересуются музыкой, или родителей, которые хотели бы отдать своих детей в музыкальную школу. Здесь это не развито, но эту ситуацию можно переломить». 

По мнению Владимира, тут нужно заинтересовать детей и родителей. В особенности родителей, которые могут подтолкнуть ребенка в нужном направлении. 

«Здесь родители чаще отводят своих детей на морин-хур или другие национальные инструменты, которые, кроме Бурятии, нигде особым спросом не пользуются, а скрипка - это международный инструмент, очень популярный во всем мире. Она дает гораздо больше роста и возможностей», считает музыкант. 

Нехватка кадров в оркестре натолкнула дирижера на мысль объединиться с монгольским оркестром, на что соседи откликнулись с энтузиазмом. 

Объединить три нации

«Мне этот вопрос часто задают, но разве это так важно? – реагирует Владимир Ткаченко на вопрос об особенностях управления межнациональным оркестром. - У меня же в задачи входит объединить их, а не разъединить на бурят, монголов и русских. Наша цель – создать качественный музыкальный продукт. Это своего рода игра: люди встречаются, появляется общий интерес, и, сами того не замечая, они начинают создавать что-то вместе и получают результат». 

Теперь Монголия для Владимира Ткаченко является одной из самых посещаемых стран: туда он ездит каждый месяц. «У меня там даже появились близкие друзья, - признается дирижер. – Наверное, потому, что я открытый человек, хотя Наталья Уланова (худ. руководитель Бурятской филармонии. – прим. авт. ) называет меня снобом».

Дирижер как археолог

Владимир Ткаченко уверен, что музыкант рождается только в дружной семье. «Талант рождается, когда у мамы с папой любовь. Также влияет атмосфера, в которой воспитывается ребенок, первый звук, который он услышит, - будет ли это драматическая ссора между родителями, «почему ты его не покормила?!», или это будет открытая форточка, а там пение птиц».

В то же время своего ребенка, которому всего два месяца, молодой родитель отдавать в музыкальную школу не собирается: «Наверное, жителям Бурятии будет приятно узнать, что я здесь женился, и здесь же родился наш сын. Если бы я его еще назвал Чингисом, то это был бы вообще фурор (смеется). Но я его назвал Мироном. Своему ребенку я желаю более спокойную жизнь, чем у меня. Музыканты - сумасшедшие люди! Они ведут беспорядочный образ жизни. Да, себя я тоже считаю немного сумасшедшим». 

Несмотря на всю беспечность, Владимир Ткаченко посвящает музыке ежедневно больше восьми часов: «Вы знаете, с чем можно сравнить погружение в партитуру? Это как ощутить себя археологом: ты идешь по почве и ты должен знать, что на глубине двух метров под тобой что-то происходило. Ты должен это хорошо почувствовать, и когда это чувство совпадает с твоим знанием, ты останавливаешься и отходишь назад, потому что становится страшно от того, что ты здесь что-то разрушишь. Тогда ты берешь кисточку – тонкую, нежную - и начинаешь по крупице снимать слой за слоем. То, что ты в итоге находишь, – это твое сокровище».

Музыкальный инструмент как человек

Инструмент Владимира Ткаченко – это старинный альт известной школы Миттенвальд. Он был создан 300 лет назад в Баварии, на юге Германии из тирольской ели – особой породы, которая растет в определенных условиях, на определенной высоте, при определенной температуре. До того, как попасть в руки к Владимиру Ткаченко, этот альт пролежал 15 лет в Амстердаме в коллекции старого музыканта. 15 лет на нем никто не играл.

«Когда я приехал к музыканту, он достал три других инструмента, - момент выбора музыкального инструмента похож на сцену из «Гарри Поттера», когда волшебная палочка выбирает своего волшебника. - Я их послушал, и старый музыкант сам сказал: «Я все понял» и принес мне старинный альт, сказав при этом, что он не продается. Он продал мне его через год. На этом инструменте никто не играл 15 лет, и он начал открываться мне только через год. Это как с человеком: он вроде тебя зацепил, но ты понимаешь, что он закрыт, но ты его не отпускаешь. И через год он может что-то сказать или сделать, и ты понимаешь: да, это интересный человек». 

Вместе с тем, альт может подойти далеко не каждому музыканту. «В моей судьбе важную роль сыграл педагог в Харькове, когда я пришел в специализированную школу для одаренных детей, - рассказывает Владимир Ткаченко. – До этого я не придавал особого значения альту. К этому инструменту приходишь постепенно. Это как с человеком. Вы стали встречаться, человек вам невероятно понравился, появился интерес, он может отторгнуть вас или еще больше погрузить в себя, и вы влюбляетесь. Затем привыкаете друг к другу. Если вы будете постоянно открывать друг в друге что-то новое, а для этого нужно постоянно развиваться, вы никогда не потеряете интерес. Так семьи сохраняют глубокое первоначальное чувство. То же самое происходит с инструментом».

Новая программа - для души

21 марта Объединенный молодежный оркестр Бурятии и Монголии представит новую программу: ретроспектива от композитора эпохи барокко Георга Филиппа Телемана до ярчайших авторов XX века. Вечер не обойдется без элегий Чайковского и норвежских напевов Эдварда Грига. Трудно представить концерт романтической музыки без Феликса Мендельсона — две из тринадцати его миниатюрных симфоний для струнного оркестра прозвучат в Улан-Удэ. Адажио американца Сэмюэла Барбера также войдет в программу концерта. Российский зритель знает эту музыку по фильмам «Амели», «Симона», «Рокки Марчиано». «В этой программе много личного для меня», - признается Владимир Ткаченко. 

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.