«Тепловой» тупик Улан-Удэ
Всеобщая неспособность вести «коммунальное» развитие столицы Бурятии принимает очень негативный оборот
2016 год – последний, когда растущему городу еще хватает энергетических мощностей, гигакалорий. Потом муниципалитет сядет на вредную для развития «низкокалорийную» диету.
Ждем дефицит тепла
С будущего года прогнозируется исчерпание существующих ресурсов и тупик. Как в крупнейшем населенном пункте республики будут вводить в эксплуатацию новые объекты, никто не знает, и поэтому на эту тему стараются говорить поменьше и потише.
Увы, это не лучший вариант поведения. Про «тепловой» тупик надо говорить так же активно, как про водоохранную зону Байкала и лесные пожары.
Энергетический провал Улан-Удэ связан с застоем в развитии ТЭЦ-2. Это более новая и перспективная станция, чем старая ТЭЦ-1 (в этом году исполняется 80 лет). «Старушку» надо было закрывать много лет назад. Но как закрывать, если нечем заменить? Есть в городе еще 35 мини-котельных, но они, конечно, не спасут город.
В результате древняя ТЭЦ-1 работает в комбинированном режиме (вырабатывает тепловую и электрическую энергию), а по сути недоделанная, но до сих пор еще новая ТЭЦ-2 используется только для нужд теплоснабжения Улан-Удэ, в режиме котельной.
«В соответствии с прогнозом дефицита тепловой мощности (СИПР РБ 2016-2020) он начнется в 2017 г. и к 2020 г. составит 54,8 Гкал/час», - говорят в министерстве транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики.
Кризис пока «заморозил» строительство новых многоэтажных домов, новых предприятий в городе и, значит, их ввод в эксплуатацию. Это немного притормозило нарастание дефицита тепла. Улан-Удэ прекратил развиваться по макроэкономическим внешним причинам. Это еще позволяет «сохранить лицо» и властям, и «энергетическим баронам» из Читы. Напомним, что обе городские ТЭЦ являются собственностью ТГК-14 из Забайкальского края.
Но что делать, когда кризис в России ослабнет?
Позиция представителей правительства республики четкая.
«Наиболее эффективным, действенным и экономичным мероприятием для покрытия возрастающих тепловых нагрузок и решения экологических проблем города Улан-Удэ является принятие решения об окончании строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2», - считают в министерстве.
Хотели как лучше
Новые мощности не построишь за месяц… И шаги в сторону развития делались.
Давайте вспомним историю. В годы СССР власти ожидали бурное развитие столицы Бурятии. Когда в 1980 г. Министерство энергетики Советского Союза выдавало задание на проектирование ТЭЦ-2, все верили в него.
В 1983 г. разработанный ВНИПИ Энергопром проект утвердили. В своей окончательной стадии развития (I и II очереди) объект должен был иметь тепловую мощность аж в 1840 Гкал, а электрическую - 720/840 МВт.
С тех далеких пор республика пытается завершить 1-ю очередь, ту самую, социалистическую.
Шесть лет назад, в 2010 г., по заданию ОАО «ТГК-14» была выполнена работа по обоснованию инвестиций для строительства двух блоков на ТЭЦ-2.
Республиканские власти пытались включить финансирование окончания строительства ТЭЦ-2 в федеральный бюджет. В 2013 г. была попытка сунуться в модную тогда госпрограмму развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Конкретно финансирование строительства двух водогрейных котлов суммарной мощностью 200 Гкал/ч. Стоимость проекта оценивалась в 4,2 млрд руб. Это была бы отличная прибавка к существующим ныне на ТЭЦ-2 380 Гкал/час.
А на втором этапе хотели развить электрические мощности - с установкой двух энергоблоков по 120 МВт каждый. Стоимость проекта – 16,6 млрд руб.
Поначалу улан-удэнскому энергетическому суперпроекту сопутствовала удача. В правительстве России рассмотрели и утвердили госпрограмму. ТЭЦ-2 была включена в нее с 2019 г., с финансированием в размере 16,2 млрд руб.
К сожалению, проект окончания строительства ТЭЦ-2 постигла бюрократическая катастрофа. Начались корректировки, и важный для столицы Бурятии объект был исключен. Впрочем, улан-удэнцев не удивишь столь печальным результатом деятельности федеральных властей.
Несколько месяцев назад городской властью была утверждена обновленная «Схема теплоснабжения г. Улан-Удэ до 2018 г.».
И снова по кругу. «Предусмотрен постепенный перевод тепловых мощностей с ТЭЦ-1 на ТЭЦ-2», - напоминают в министерстве. Если полностью реализовать задуманное, то к 2028 г. суммарная тепловая мощность - с учетом пиковой котельной - достигнет 744 Гкал/час. Однако кто их будет строить – вопрос открытый.
Позовем на помощь китайский капитал?
Однако, что делать, если у города и республики никак не получается обеспечить финансирование энергетического проекта по федеральным программам?
Один из вариантов - привлечение китайского капитала путем продажи части акций ТГК-14. Инвесторы зарегистрируют в Улан-Удэ компанию, которая будет являться российской компанией и купит акции.
Бизнес из Поднебесной в настоящее время активно присматривается в республике: к развитию тепличного хозяйства, строительству жилых домов, открытию завода по розливу питьевой воды, завода по производству алкогольной продукции, развитию свиноводства, интересуется вхождением в курортную отрасль в Тункинском районе.
Китайцы, хотя и с кучей гарантий, но с большим воодушевлением войдут в энергетическую отрасль региона. Ведь это очень выгодная монополия, где всегда есть круг потребителей, которые постоянно платят деньги…
Для решения проблем с теплоснабжением Улан-Удэ рассматривались и не менее экзотические варианты. Среди них строительство в местах дефицита тепловой энергии модульных котельных. Но тогда тариф для конечного потребителя станет дороже, и ухудшится экологическая ситуация. Вариант газовых котельных тоже не оптимален, ибо республика не имеет газопровода. А с тем газом, что есть, тариф на тепло будет вдвое дороже, нежели на угольных котельных.
От ТЭЦ-2 никуда не отвертеться. Это лучший вариант. Но даже профильное министерство не знает, когда там начнется строительство.
Улан-Удэ шагает в «тепловой» тупик-2017. До остановки развития осталось немного. Только теперь она произойдет не по всероссийским макроэкономическим причинам, а из-за сугубо локальных проблем.
Петр Санжиев, «Номер один».
Ждем дефицит тепла
С будущего года прогнозируется исчерпание существующих ресурсов и тупик. Как в крупнейшем населенном пункте республики будут вводить в эксплуатацию новые объекты, никто не знает, и поэтому на эту тему стараются говорить поменьше и потише.
Увы, это не лучший вариант поведения. Про «тепловой» тупик надо говорить так же активно, как про водоохранную зону Байкала и лесные пожары.
Энергетический провал Улан-Удэ связан с застоем в развитии ТЭЦ-2. Это более новая и перспективная станция, чем старая ТЭЦ-1 (в этом году исполняется 80 лет). «Старушку» надо было закрывать много лет назад. Но как закрывать, если нечем заменить? Есть в городе еще 35 мини-котельных, но они, конечно, не спасут город.
В результате древняя ТЭЦ-1 работает в комбинированном режиме (вырабатывает тепловую и электрическую энергию), а по сути недоделанная, но до сих пор еще новая ТЭЦ-2 используется только для нужд теплоснабжения Улан-Удэ, в режиме котельной.
«В соответствии с прогнозом дефицита тепловой мощности (СИПР РБ 2016-2020) он начнется в 2017 г. и к 2020 г. составит 54,8 Гкал/час», - говорят в министерстве транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики.
Кризис пока «заморозил» строительство новых многоэтажных домов, новых предприятий в городе и, значит, их ввод в эксплуатацию. Это немного притормозило нарастание дефицита тепла. Улан-Удэ прекратил развиваться по макроэкономическим внешним причинам. Это еще позволяет «сохранить лицо» и властям, и «энергетическим баронам» из Читы. Напомним, что обе городские ТЭЦ являются собственностью ТГК-14 из Забайкальского края.
Но что делать, когда кризис в России ослабнет?
Позиция представителей правительства республики четкая.
«Наиболее эффективным, действенным и экономичным мероприятием для покрытия возрастающих тепловых нагрузок и решения экологических проблем города Улан-Удэ является принятие решения об окончании строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2», - считают в министерстве.
Хотели как лучше
Новые мощности не построишь за месяц… И шаги в сторону развития делались.
Давайте вспомним историю. В годы СССР власти ожидали бурное развитие столицы Бурятии. Когда в 1980 г. Министерство энергетики Советского Союза выдавало задание на проектирование ТЭЦ-2, все верили в него.
В 1983 г. разработанный ВНИПИ Энергопром проект утвердили. В своей окончательной стадии развития (I и II очереди) объект должен был иметь тепловую мощность аж в 1840 Гкал, а электрическую - 720/840 МВт.
С тех далеких пор республика пытается завершить 1-ю очередь, ту самую, социалистическую.
Шесть лет назад, в 2010 г., по заданию ОАО «ТГК-14» была выполнена работа по обоснованию инвестиций для строительства двух блоков на ТЭЦ-2.
Республиканские власти пытались включить финансирование окончания строительства ТЭЦ-2 в федеральный бюджет. В 2013 г. была попытка сунуться в модную тогда госпрограмму развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Конкретно финансирование строительства двух водогрейных котлов суммарной мощностью 200 Гкал/ч. Стоимость проекта оценивалась в 4,2 млрд руб. Это была бы отличная прибавка к существующим ныне на ТЭЦ-2 380 Гкал/час.
А на втором этапе хотели развить электрические мощности - с установкой двух энергоблоков по 120 МВт каждый. Стоимость проекта – 16,6 млрд руб.
Поначалу улан-удэнскому энергетическому суперпроекту сопутствовала удача. В правительстве России рассмотрели и утвердили госпрограмму. ТЭЦ-2 была включена в нее с 2019 г., с финансированием в размере 16,2 млрд руб.
К сожалению, проект окончания строительства ТЭЦ-2 постигла бюрократическая катастрофа. Начались корректировки, и важный для столицы Бурятии объект был исключен. Впрочем, улан-удэнцев не удивишь столь печальным результатом деятельности федеральных властей.
Несколько месяцев назад городской властью была утверждена обновленная «Схема теплоснабжения г. Улан-Удэ до 2018 г.».
И снова по кругу. «Предусмотрен постепенный перевод тепловых мощностей с ТЭЦ-1 на ТЭЦ-2», - напоминают в министерстве. Если полностью реализовать задуманное, то к 2028 г. суммарная тепловая мощность - с учетом пиковой котельной - достигнет 744 Гкал/час. Однако кто их будет строить – вопрос открытый.
Позовем на помощь китайский капитал?
Однако, что делать, если у города и республики никак не получается обеспечить финансирование энергетического проекта по федеральным программам?
Один из вариантов - привлечение китайского капитала путем продажи части акций ТГК-14. Инвесторы зарегистрируют в Улан-Удэ компанию, которая будет являться российской компанией и купит акции.
Бизнес из Поднебесной в настоящее время активно присматривается в республике: к развитию тепличного хозяйства, строительству жилых домов, открытию завода по розливу питьевой воды, завода по производству алкогольной продукции, развитию свиноводства, интересуется вхождением в курортную отрасль в Тункинском районе.
Китайцы, хотя и с кучей гарантий, но с большим воодушевлением войдут в энергетическую отрасль региона. Ведь это очень выгодная монополия, где всегда есть круг потребителей, которые постоянно платят деньги…
Для решения проблем с теплоснабжением Улан-Удэ рассматривались и не менее экзотические варианты. Среди них строительство в местах дефицита тепловой энергии модульных котельных. Но тогда тариф для конечного потребителя станет дороже, и ухудшится экологическая ситуация. Вариант газовых котельных тоже не оптимален, ибо республика не имеет газопровода. А с тем газом, что есть, тариф на тепло будет вдвое дороже, нежели на угольных котельных.
От ТЭЦ-2 никуда не отвертеться. Это лучший вариант. Но даже профильное министерство не знает, когда там начнется строительство.
Улан-Удэ шагает в «тепловой» тупик-2017. До остановки развития осталось немного. Только теперь она произойдет не по всероссийским макроэкономическим причинам, а из-за сугубо локальных проблем.
Петр Санжиев, «Номер один».