«Золотое» электричество

Московские эксперты проверили тарифы в Бурятии
A- A+
Тарифное регулирование в Бурятии полнится парадоксами и перекосами. К такому выводу пришла московская независимая экспертная компания, которая делала анализ решений РСТ в области электроэнергетики. По результатам исследования видно, что тарифную политику в Бурятии нужно срочно менять. Только так можно снизить заоблачные цифры в платежках жителей.

Избирательный подход

Проверка показала, что одна из причин завышенного тарифа на электричество в Бурятии – нарушения при его формировании. 

Документ под названием «Предварительный анализ изменения тарифов, установленных РСТ РБ за период 2014-2016 годы», составленный экспертной организацией ООО «ЦМОК», гласит, что ведомства Бурятии допускают интересные расхождения при расчетах.

Выяснилось, что для одних сетевых компаний затраты на единицу оборудования могут быть шесть тысяч рублей. Для других – 39 тысяч. То есть наиболее крупные компании зарабатывают на этом в шесть раз больше, чем мелкие. Отсюда вопрос – насколько законны такие различия в пределах одного региона?

- По нормативным документам эти расходы не могут иметь существенных отличий. Они могут по сегодняшнему законодательству учитывать особенности сетей, которые обслуживаются компаниями, но отличаться сильно не могут. В идеале они должны быть одинаковыми на территории одного региона, - комментирует ситуацию генеральный директор компании «Энком», депутат горсовета Улан-Удэ Сергей Иванов.

Сети в Бурятии друг от друга мало чем отличаются. А посему такая разница в расценках не очень понятна. Некоторые эксперты говорят, что причиной такого поведения ведомств, отвечающих за тарифное регулирование в Бурятии, может быть аффилированность и коррупция.

Сомнительные затраты

Но это далеко не все. Есть еще один фактор, который закладывается в тариф на электричество. Это - нормативные потери. И здесь экспертная компания тоже нашла некоторые несостыковки.

Например, в советских справочниках уровень потерь в частном секторе не должен превышать семи процентов. У нас же в республике эти нормативные потери для некоторых компаний могут доходить до 24 процентов.

По результатам анализа московской компании оказалось, что заложенные в тарифе потери на 2015 год были на порядок выше уровня 2013 и 2014 годов. Это может говорить о сознательном завышении. Если это так, то энергетики таким образом просто зарабатывают на населении Бурятии.

Если же потери привести в соответствие с нормативами, то экономия жителей Бурятии составит порядка 250 миллионов рублей. Для нашего небольшого региона сумма более чем значительная.

Кроме того, столичные эксперты выявили еще одну интересную особенность. Она касается системы взаиморасчетов между сетевыми компаниями. По документам между двумя компаниями должен быть один фиксированный тариф. По факту же получается несколько иная картина.

- Тарифы постоянно меняются, в итоге они создают основания для судебных разбирательств. В итоге компании хватают друг друга за волосы, начинают судиться, и каждый тащит тот тариф, который ему выгоден. И это вина РСТ, - подтверждает исследования экспертов Сергей Иванов.

Вообще, по мнению энергетиков, Республиканская служба по тарифам очень выборочно подходит к проверке сетевых компаний. Некоторые компании служба проверяет очень тщательно, поднимают все документы и так далее. То есть включают бюрократическую машину на полную катушку.

- А к некоторым относятся достаточно лояльно с точки зрения законности их затрат. Они не проверяют ни законность владения этими сетями, ни количество условных единиц. Поэтому создаются основания, чтобы цена на одну условную единицу прыгала от 6 до 39 тысяч рублей, - поясняет Сергей Иванов.

Тариф за чертой

Напрашивается вывод, что установленный тариф на электричество в Бурятии завышен умышленно. Эксперты уверены – чтобы навести порядок в этой области, нужно провести еще более детальную экспертизу всех тарифных решений РСТ за последние три года. Причем от имени официальной власти. Только так можно выявить причины и механизмы роста тарифа и выставить предложения по его снижению.

Итогом этой работы должен стать пересмотр самой процедуры формирования тарифа. Сейчас устанавливается «экономически обоснованный тариф», который отталкивается от нужд энергетических компаний. Эксперты уверены – необходимо переходить к тарифу, который отталкивается от платежеспособности населения.

На сегодня мы уже перешагнули федеральный стандарт, который предусматривает, что порядка 22 процентов от дохода семьи может уйти на оплату коммунальных услуг, в том числе на оплату энергоресурсов. Расчеты показали – в Бурятии тарифы уже вышли за пределы платежеспособности бедного населения. И он уже подбирается к границе платежеспособности среднего слоя.

К слову, недавно прозвучало официальное заявление прокуратуры о том, что каждый восьмой житель Бурятии живет за чертой бедности.

Посчитать все это не так уж и сложно. Все цифры лежат в открытом доступе, спасибо Росстату. Впрочем власти нередко грешат тем, что «подгоняют» некоторые цифры, чтобы уйти от ответственности. Однако подобные вещи нередко всплывают. Ведь одна поправленная цифра сразу же тащит за собой другие.

- Поэтому у нас в республике не связаны между собой количество занятых, средняя зарплата. Как угодно плавает уровень безработицы. В отчете администрации за 2015 год был указан уровень безработицы в 1,78 процента. Хотя официально по республике объявляется уровень в 8,1 процента, - отмечает Сергей Иванов.

То есть ситуация может быть еще печальнее, чем показывают расчеты на основе официальных цифр. Ведь эти цифры не всегда совпадают с реальностью.

В поисках компромисса

Однако, если сегодня установить тариф на основе платежеспособного спроса, энергетические компании в Бурятии ждет крах. При настолько низких тарифах они работать не смогут. Поэтому, когда эксперты говорят об изменении тарифной политики, речь идет скорее о компромиссе.

То есть необходимо искать золотую середину, так называемый оптимальный тариф. Он должен представлять собой компромисс между экономически обоснованным тарифом и тарифом, привязанным к платежеспособному спросу населения, считают эксперты.

Федеральные власти уже озаботились нестыковками в тарифной политике регионов. Так, федеральная антимонопольная служба, к которой вскоре могут перейти полномочия по установлению тарифов, обсуждает и собирается вносить в Госдуму законопроект. Его суть в том, что в одном регионе цена обслуживания одной единицы оборудования должна быть одинаковой для всех.

- Это неизбежность, к которой государство уже само приходит. Но в нашей республике диктат монополиста. И РСТ поет песни, которые заказываются из Красноярска. Судьба самой РСТ на сегодняшний день не совсем понятна, но функции установления тарифа лежат на ней, - уверен Сергей Иванов.

Тепловые парадоксы

Еще одно предложение от экспертного сообщества – убрать из компетенции РСТ некоторые тарифы и передать их на уровень республики или муниципалитета. Особенно это касается тарифа на водоснабжение и водоотведение. Здесь все достаточно запутано. И в своем заключении эксперты говорят, что с тарифом на воду нужно разбираться отдельно.

Касается это и тарифа на тепло. По результатам исследования, затраты, заложенные в тариф, учитываются неправильно. К тому же нет детального сравнения плановых и фактических показателей работы энергетиков. А это уже дает возможность бесконтрольно повышать тарифы.

Например, у «ТГК-14» в аренде находится 34 муниципальных котельных. Плюс ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, а также Тимлюйская ТЭЦ. Для каждого из этих объектов тариф должен быть посчитан отдельно. И потом на основании этих расчетов должен выводиться средний тариф. Но на деле все происходит совсем по-другому. Компания просто устанавливает один общий тариф. На основании чего – непонятно.

- Не может такого быть, чтобы себестоимость производства на муниципальной котельной была в разы выше, чем на ТЭЦ-1. Это автоматически означает, что расходы по двум генерирующим мощностям «ТГК-14» перебрасываются на муниципальные котельные. И это выдается за причину повышения тарифа, - поясняет Сергей Иванов.

Ясно одно - с тарифной политикой в Бурятии нужно срочно разбираться. Ведь именно это бремя мешает развитию экономики республики. Не говоря уже о том, что тарифы сильно бьют по карманам жителей.

Станислав Сергеев, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.