Кто спасет «Боргойский»?

Раздираемый склоками племзавод может попасть в руки крупной бизнес-сети
A- A+
Некогда брендовый для Бурятии «Племзавод Боргойский» сегодня оказался в тяжелом состоянии. Довели его до этого многолетняя дележка и разборки внутри совета учредителей. Однако власти анонсировали заход сюда инвестора, готового вложиться в реанимацию предприятия. По нашим данным, им может стать известная в Бурятии семья бизнесменов, владеющая «сельхозимперией» в республике и соседних регионах. 

Почти потерянный бренд

«Племзавод Боргойский» - предприятие легендарное. Еще с советских времен оно стало брендом Бурятии. Знаменитую боргойскую баранину знали и любили многие. С заводом даже связаны крылатые выражения, популярные в республике и по сей день.

Основан завод еще в 1927 году. До недавнего времени он считался сильным предприятием. Здесь проводилась селекционная работа по разведению казахской породы крупнорогатого скота. Там содержалось самое крупное поголовье овец бурятского типа тонкорунной породы. Разводили свиней, лошадей. Еще не так давно завод был в топе по объему валовой продукции среди сельхозпредприятий.

В 2012 году были реконструированы и построены новые животноводческие помещения, развивалась база переработки сырья: колбасный, сыроваренный и кондитерский цеха, мини-пекарня, а также цех по переработке и выделке шкур, пошивочный цех. А продукцию племзавод продавал, в том числе, через сеть собственных магазинов.

На тот момент «Боргойским» руководил известный в республике управленец Петр Зайцев. На предприятии он работал с 1983 года, в том числе директором – с 1994. Был он и депутатом Хурала третьего созыва.

Но в 2013 году Петр Зайцев скончался от сердечно-сосудистой недостаточности. С того момента дела на предприятии пошли не очень. 

- В последнее время финансовая ситуация на ООО «Племенной завод «Боргойский» стала неустойчивой из-за неэффективного руководства предприятием. Ситуация находится на контроле у рабочей группы, созданной при минсельхозпроде республики. Проведен ряд встреч для поиска выхода из ситуации. В настоящее время совместно с советом учредителей хозяйства ведется работа по смене руководителя и привлечению дополнительных инвестиций, - сообщает пресс-служба минсельхоза Бурятии.

Тихий «распил»

На сегодня племзаводом управляет совет учредителей, состоящий из 11 человек. Однако до кончины Петра Зайцева их было на порядок больше. Часть участников общества были исключены из состава на некоем таинственном общем собрании.

«Таинственном» - потому что исключенные учредители, как они потом заявляли в суде, знать не знали о его проведении, никаких заявлений не писали, а о свершившемся факте узнали уже после.

Далее началась череда судебных разбирательств. Те, кто потерял долю, пытались ее восстановить. И некоторым это удалось.

Одно из последних решений суда вышло буквально несколько недель назад. Решение общего собрания, конкретно по этому делу, оспаривали сразу двое - Андрей Саттаров и Содном Ширеторов.

Суть такова: на общем собрании в 2013 году было принято решение об исключении истцов и еще ряда участников из состава общества и передаче их доли племзаводу. Основание – личные заявления о выходе.

«Данные заявления и протокол истцы не подписывали и не были извещены о проведении общего собрания, принятии решения Обществом. О решении истцы узнали от гражданина Мункуева Б.Ц. по результатам рассмотрения его иска, который первый узнал о том, что их вывели из состава участников общества», - гласит решение Арбитражного суда Бурятии от 16 марта этого года.

Ответчик, в роли которого выступал некий законный представитель, ссылался на то, что исключенные не оплатили вовремя долю в уставном капитале. Впрочем, суд счел эти доводы не существенными и в очередной раз отменил решение общего собрания совета учредителей «Боргойского». И возвратил доли обратно. К слову, во всех случаях речь идет о 4,95 процента.

Примерно по тому же принципу строятся и другие подобные дела. А их оказалось немало. И не факт, что в скором времени не объявятся еще участники, заявляющие, что их незаконно исключили.

Были и те, кто оспаривал не только свое исключение, но назначение генеральным директором Игоря Лобозерова и продажу ему в 2006 году доли 19,8 процента племзавода. Впрочем, в этом случае суд в иске отказал. Не удалось и обжаловать это решение.

«Надежда» есть

Пока на протяжении почти трех лет шла «грызня» между учредителями, «Племзавод Боргойский» медленно погружался в кризис.

- Неустойчивая финансовая ситуация связана с советом учредителей, - рассказала нам Анна Матханова, консультант отдела животноводства минсельхоза республики. - Произошли изменения в составе совета учредителей, и ситуация стала нестабильной. С 2013 года ситуация стала постепенно ухудшаться. Поголовье начало снижаться, производство продукции тоже стало меньше.

В 2014 году завод даже пытались обанкротить. Небезызвестное ООО «Прайд», которое причастно к банкротству «Макбура» и свинокомплекса «Талан-2», заявилось в Арбитражный суд Бурятии с подобным же иском «Племзаводу Боргойский». Впрочем, оказалось, что долги «Боргойский» погасил, и в банкротстве отказали.

Но ухудшение финансового состояния племзавода это не остановило. Ситуация дошла до того, что в спасение некогда сильного предприятия пришлось вмешиваться правительству республики. Помощь минсельхоза, как всегда в подобных случаях, состояла в поиске инвестора.

И такого инвестора нашли. Его имя в правительстве раскрывать не стали, но, по нашим данным, вложиться в «Боргойский» решила семья Алажиновых, владеющая Торговым домом «Надежда» и еще почти двумя десятками компаний в Бурятии и соседних регионах.

Среди активов – и СПК «Надежда» с уставным капиталом почти в 62 миллиона рублей, «Мясной дом Бурятии» и ООО «Рассвет» (бывший СПК «Рассвет»). И еще множество предприятий, сфера деятельности которых в основном связана с торговлей продуктами, мясом и мясным скотоводством. Хотя есть и «деятельность ярмарок и парков с аттракционами», и «деятельность ресторанов» и так далее.

К слову, один из владельцев этой бизнес-сети – Михаил Алажинов – сегодня входит в состав совета учредителей «Племзавода Боргойский». Так что участие Алажиновых в судьбе предприятия более чем логично.

Не совсем понятна только схема, по которой новые инвесторы буду заходить на «Боргойский». Разобраться с раздираемым склоками и разборками советом учредителей, и тем более, отобрать у них контроль, скорее всего, будет не просто. К тому же, судя по реакции официальных властей, окончательного решения еще не принято. Так что некогда мощнейшее в Бурятии сельхозпредприятие по-прежнему находится в подвешенном состоянии.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.