13.04.2016
В столице Бурятии, по данным городского комитета предпринимательства, сумма оборота парикмахерских в Улан-Удэ составляет примерно 650 миллионов рублей

Количество салонов растет как на дрожжах. Доходит до того, что сразу с десяток парикмахерских можно встретить в соседних домах на одной и той же улице. 

О росте этого рынка в регионе можно сказать и по официальной статистике. Если на январь 2014 года количество парикмахерских и салонов красоты составляло 334, то в начале 2016 года этот показатель вырос до 356. По количеству работников, занятых в отрасли, улан-удэнский парикмахерский бизнес уступает только рынку обслуживания автомобилей. 

Если совокупные цифры по количеству заведений стабильно идут вверх, то доходы работников в этой сфере фактически заморозились. 

- У нас большинство мастеров - индивидуальные предприниматели. «Хозяйка» помещения открывает парикмахерскую, а мы у нее арендуем место. Если клиентский поток наработанный, то плата составляет около 1000 рублей в день. У новых парикмахерских цены ниже, в районе 500 рублей. Говорить о бешеных доходах не приходится, – раскрывает особенности рынка действующий мастер Марина Никипелова.

По словам мастера с 15-летним стажем, рост числа таких заведений связан лишь с жаждой легких денег. 

- У нас на одной улице в районе Шишковки 11 парикмахерских, и это на расстоянии 800 метров! Клиентов больше не становится, а доход только падает, – отмечает Марина. 

Как утверждает парикмахер, стабильность и прибыльность бизнеса во многом зависит от качества услуги и месторасположения салона. 

- В отрасль плохо идут новички из-за средних доходов и сложных требований. Я работаю 2 через 2, но отработать 10 часов на ногах и уметь находить контакт с разными людьми может не каждый, – говорит мастер. 

Интересно, что рост количества самих заведений пока не отразился на возрастании потока желающих стать мастером. Хотя именно нехватка квалифицированных кадров идет на первом месте среди проблем, которые назвали владельцы парикмахерских. 

- Кризис сказался сильно, с начала января платников нет вообще. Курсы недорогие – 12 тысяч, и учиться нужно всего 2 месяца. Главная трудность выпускников – это трудоустройство, ведь никто не хочет брать новичков, – рассказали «Номер один» в учебном центре «Иллада». 

Далее в топе препон цирюльного бизнеса идут высокий уровень налогообложения предприятия (увеличение страховых выплат), дороговизна коммунальных услуг (горячая вода нужна круглый год) и низкий уровень платежеспособности основной массы населения. Однако такие сложности не отпугивают ни бывалых, ни вновь появляющихся на рынке предпринимателей. 

Основной упор идет на эконом-класс.  

- В отрасли действуют заведения эконом-класса, среднего уровня, «люкс» и VIP-салоны. Если сравнивать в процентном соотношении, то, например, в столице примерно 30 «цирюлен» среднего уровня и около 60% бюджетных предприятий. На долю «люкс» приходится порядка 1 %, оставшиеся 0,5% - это сегмент VIP, – приводит статистику директор салона красоты «Пурпур» Евгений Дамбаев. 

По мнению специалистов, в 2016 году количество заведений, работающих в эконом-сегменте, еще больше возрастет. Вероятно, что значительная часть клиентов уйдет в более доступные в финансовом плане заведения. Также клиенты станут жертвовать многими сопутствующими услугами, что приведет к снижению общей выручки. Некоторые салоны закроются, некоторые уйдут в «отпуск» на неопределенный срок, однако это вряд ли будет иметь массовый характер. 

В итоге складывается удивительная тенденция – несмотря на кризис и жесткую конкуренцию, количество мини-парикмахерских формата «забегаловок» в Улан-Удэ только растет и будет увеличиваться и дальше. А значит, и цены на услуги парикмахеров, по идее, со временем должны значительно упасть. 

Леонид Григорьев, «Номер один».
^