«Банкротят без разбора»

Новый закон превратился в инструмент выбивания долгов
A- A+
С октября прошлого года в Арбитражный суд Бурятии поступило свыше 110 исков о банкротстве. Большинство исков поступает от обычных граждан, которые в кризисное время «остались без штанов». Количество исков говорит о продолжающемся обнищании населения республики. Суммы долгов разные - от 300 тысяч рублей до сотен миллионов.

Тучные годы, когда люди брали кредиты везде и помногу, прошли. Банки также стали более избирательны. Однако с обеих сторон возникли проблемы: банки не могут собрать долги по ранее выданным кредитам, обнищавшее население лишилось источников доходов и платить по счетам не может.

Жители Бурятии начали соглашаться на сложную и неприятную процедуру банкротства. Людей больше не пугает статус банкрота. В этом случае они попрощаются на ближайшие лет пять с заработной платой, кроме суммы прожиточного минимума. Иначе придется расстаться с имуществом. Про кредиты и серьезные денежные сделки тоже можно забыть. Ну и на десерт - возможный запрет на путешествия за границу.

Сейчас в Арбитражном суде находится 72 подобных иска. Еще десятки растерянных граждан просят помощи у адвокатов.

Погоня за VIPами

Не сидят без дела и банкиры, которые также идут суд банкротить граждан. 
«Мелкие» должники сами бегут в суд, а вот у банков претензии гораздо «дороже». В Бурятии они ударились в погоню за VIP-клиентами. 

Так, мэр Гусиноозерска Андрей Кудряшов стал одним из тех, кто проходит процедуру банкротства физлиц. Перед кредиторами чиновник ответит за предприятие, которое возглавлял еще до своего назначения мэром. Андрей Кудряшов руководил предприятием ООО «ТохойАгроТранс». Несколько лет назад под его поручительство был взят кредит в восемь миллионов рублей на строительство фермы.

Но случился кризис. Банк, устав ждать платежей, направился прямиком в Арбитражный суд. Причем с претензиями не к компании, взявшей кредит, а к поручителю. Заявление поступило еще осенью прошлого года. Общая сумма претензий со стороны банка - порядка 10 млн рублей. В ближайшее время будет представлен отчет о финансовом состоянии должника и об условиях реструктуризации долга.

Подобных дел известных людей Бурятии в Арбитражном суде 14. Суммы долга варьируются от 10 до 50 млн рублей. Причины неплатежей могут быть разные, итог один – банкротство всех без исключения.

- Просто раньше это были только предприниматели. Сейчас они идут как обычные физлица. Есть разница в процедуре, но банкротят всех, - объясняет адвокат Максим Козлов. 

И если нет возможности спросить с самого должника, в суд ведут поручителей. А каким образом поручитель и заемщик будут разбираться между собой - это уже никого не волнует. Так случилось и с мэром Гусиноозерска. 

Налоговая не отстает

Налоговая инспекция в связи с новым законом тоже жаждет получить свое. И опять же через банкротство. Налоговики подали 13 подобных исков.

Один из самых ярких примеров – иск о банкротстве от ФНС на экс-директора скандально известного «Гевс-Плюс». Сумма требований налоговой пока неизвестна. Однако в прошлом году налоговики пытались «вытрясти» с Харахинова полтора миллиона рублей за неоплаченный имущественный налог. На сумму долга инспекция насчитала больше 400 тысяч неустойки. Тогда суд отклонил иск, и долг не вернули. Возможно, сумма требований сейчас составит порядка двух миллионов рублей. 

Вывод из всего вышеперечисленного напрашивается не утешительный. Процедура банкротства для простого гражданина – хождение по мукам. Слишком «дорогие» и жестокие последствия. Но люди вынуждены идти на такие потери и отдавать последнее, что у них есть, спасаясь от тех же коллекторов. 

А для банков и государственных ведомств появился еще один инструмент выбивания долгов. Если нельзя обанкротить должника как предпринимателя, значит, можно забрать долг с него же, но как с физического лица. То есть не хочешь по-хорошему, будешь платить с последствиями.

Елена Медведева, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.