Стрижка под ноль

Зеленые легкие города под угрозой исчезновения
A- A+
Превращать деревья в пни можно без разрешения администрации города или консультации с ботаниками. Необязательно даже знать, как правильно делается обрезка. Достаточно накопить на бензопилу и оформить ИП. То есть укорачивать «легкие» Улан-Удэ может любой желающий заниматься «лесоубийством» предприниматель. По этой причине обрезка деревьев в городе выполняется с очевидными нарушениями. Восстанавливать же утраченные легкие города некому.

Убийственная обрезка

Работы по обрезке деревьев начались еще в феврале. Администрация города пожертвовала больше полутора миллионов рублей на стрижку и вырубку зеленых насаждений. Уже сейчас, прогуливаясь по улан-удэнским улицам, можно заметить результат. Десятки укороченных стволов выглядят уродливо на фоне городского пейзажа. И это только начало. До середины мая планируется "постричь" более двухсот деревьев. Заплатить за это варварство придется не только городу. Под ответственностью администрации лишь места общего пользования.

- Я заключил договор с ИП на обрезку деревьев на прилегающей к моему офису территории. Заплатил почти восемьдесят тысяч рублей. В результате под окнами красуются одни пни. Не знаю, вырастет ли из них что-нибудь теперь, - недоумевает бизнесмен Олег Алексеев. 

Ухаживать за прилегающей к собственности территорией обязаны юридические и физические лица. Это предприниматели, директора школ и садов, жители многоэтажек. Все они могут выбрать, под чью пилу подставить свои насаждения. Правда, выбор не велик. То ли заниматься «лесоубийством» мало желающих, то ли в этой среде установилась монополия. «Зеленых парикмахеров» можно пересчитать по пальцам. Все они ставят невообразимые ценники за якобы профессиональную стрижку. К примеру, обрезка одного тополя может обойтись в семь тысяч рублей.

Странно, что наличие знаний агронома для правильной обрезки, видимо, не обязательно. Об этом нам поведал один из предпринимателей, занимающихся «зеленой обрезкой». 

- Спиливать может любой желающий. Никаких лицензий, разрешений, советов на обрезку деревьев или специального образования не надо, - разоткровенничался бизнесмен. 

По этому принципу он лично работает пятый год. В ответ на вопрос, каковы правила работ, интервьюируемый замялся. Но кое-что все-таки припомнил: мол, тополя нужно резать вкривь, оставляя шестиметровую длину ствола. 

На самом деле, говорить о шести метрах не приходится, чаще горожане наблюдают оставшиеся обрубки длиной от силы три метра. Бывает и хуже – обычные пни. То, что «профессионалы» называют обрезкой, на нее даже не смахивает. Из всего разнообразия «причесок» и предпринимателям, и муниципальному Горлесхозу, по всей видимости, больше нравится одна – омолаживающая. Экологи называют ее - топпинг. Спил, после которого остается голый ствол, рекомендован для старых и больных деревьев. У нас же топпингуют все без разбора. Выжить после такого поголовного «бритья» удается не всем растениям.

- Сама не раз наблюдала, как здоровые деревья топпингуют. А ведь 50 процентов из них не восстанавливаются. Растение начинает болеть. Гниет ствол. Даже если дерево даст ветви, они будут отваливаться, - уверена преподаватель кафедры ландшафтного дизайна БГСХА, кандидат биологических наук Маргарита Бессмольная. 

Работы принимают «примерно»

Избежать топпинга можно. Надо просто ухаживать за деревом от момента высадки до естественного старения. Подкармливать витаминами, рыхлить землю, удалять только сухие сучья и при необходимости поливать, - рассказывает Маргарита Бессмольная. Вот только дело это затратное, да и не привычное для местных властей. Куда выгоднее просто срезать, надеясь на дальнейшее восстановление дерева. Преподаватель уверена: работы по обрезке в городе никто не проверяет так, как нужно.

- Вообще, в законодательстве порядка по приему работ нет. Нигде не регламентируется, по сколько метров от дерева должно оставаться после обрезки. Поэтому наша комиссия выезжает, смотрит, как дерево будет в дальнейшем развиваться, и примерно принимает работы, - поведал нам начальник отдела благоустройства администрации Улан-Удэ Алексей Тулонов, не уточняя при этом, что означает загадочный термин «примерно». 

Наверное, по этой причине зарегистрированных нарушений по обрезке деревьев в истории города нет и не было. Алексей Тулонов утверждает: «ребята» все делают правильно и никогда не превращают здоровые деревья в пни. Разве что, с его слов, этим занимаются бизнесмены, которые избавляются от насаждений, загораживающих их рекламные вывески, баннеры. Якобы они выезжают поздней ночью на улицы города и безжалостно орудуют пилой. После чего скрываются с места преступления. 

Тем временем экологи бьют тревогу. 

- Нарушения есть! - в один голос кричат защитники природы, - у нас в городе деревья пилят без разбора. Что муниципалы, что частники. Часто вырубают под корень те деревья, которым, по их предположению, пришел конец. 

В прошлом году в Улан-Удэ удалили подчистую около пятисот стволов. Сколько исчезнет зелени в это году - неизвестно. 

Деньги в никуда

Здесь можно вспомнить и постоянные проблемы наших парков. К примеру, парк имени Орешкова. Работы по его «улучшению» давно приняты, но споры до сих пор не утихают. Под топор ушли десятки якобы нездоровых деревьев. Не восстановили из них даже трети. 

Или казус в «Юбилейном». Экологи до сих пор смеются над тем, кому в голову пришла идея высадить в парке нежнейшее растение - кедр. Такие деревья здесь не приживаются. Климат не тот, да и загазованность зашкаливает. В итоге десятки саженцев отправлены в утиль. Других на их месте так и не появилось. 

Ежегодно на озеленение города выделяется 15 миллионов рублей. Большая часть, а это 10 миллионов, уходит на высадку цветов-однодневок. Разноцветные астры и бархатцы встречают туристов на въезде в город и радуют глаз. Очистить имеющееся количество загазованного воздуха они не способны. А вот многолетние деревья заменят любой фильтр. Сажают их в основном за счет неравнодушных добровольцев. Кто сколько сможет. Как показывает опыт, пользы от таких посадок мало. Все делается либо на камеру, либо для галочки. Бывает, конечно, что волонтеры попросту не знают, на что они идут. Высадив дерево, за ним необходимо тщательно ухаживать, чего на деле не происходит. Все в стиле «закопали и забыли». В результате выживают только самые выносливые саженцы, а это лишь от 10 до 30 процентов. 

Так, может, лучше не экономить на экологии и взять высадку деревьев под жесточайший контроль? В сегодняшней экологической обстановке это крайне необходимо. Ведь из желательных 10 квадратов зеленых насаждений на горожанина мы имеем в три раза меньше. Другими словами, если руками чиновников мы продолжим рубить и спиливать деревья подчистую, а в замен сажать несколько кустиков ради пиара - чистого воздуха нам не видать. 

Елена Темникова, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.