От «Титаника» до рока

Виртуозная игра улан-удэнки на чанзе взорвала Интернет
A- A+
Видео, где артистка оркестра народных инструментов им. Чингиса Павлова, исполняет кавер-версии санудтреков к фильмам «Криминальное чтиво» и «Такси», взорвало Интернет. Необычность в том, что девушка исполняет известные современные хиты на бурятском народном инструменте – чанзе.

Хит за 20 минут

Предыстория этого ролика такова: администратор театра песни и танца «Байкал», в состав которого входит оркестр, попросил Ирину Шарланову исполнить кавер на известные саундтреки. Это не составило труда - за 20 минут девушка виртуозно подобрала мелодии, и момент их исполнения был зафиксирован на камеру, а затем выложен в YouTube.

На сегодняшний день видео набрало более 5 тысяч просмотров. Сама Ирина признается, что ее уже стали узнавать и на улице, и в музыкальной школе, где она преподает. 
«Для меня это какие-то новые эмоции, - со смехом рассказывает Ирина Шарланова. - Было интересно смотреть, сколько просмотров собрало видео, лайков, как коллеги реагируют. Они подходили, говорили: «Круто». Папа тоже поглядел видео и сказал: «Молодец, доча» - ну, что родители еще могут сказать?».

Ирина Шарланова играет на редком музыкальном инструменте с 8 лет. Когда она училась в 4-м классе, родители привели ее в музыкальную школу по классу «чанза». Первое, что вспоминает артистка о периоде знакомства с инструментом, это боль: «У меня очень болели пальцы, потому что когда кожа соприкасается с металлическими струнами, она не защищена и травмируется. Я думала тогда, что всегда, когда ты играешь на чанзе, - это боль. Но со временем появились мозоли, и как-то естественно произошло привыкание, приспосабливаешься к процессу игры». 

Несмотря на то что чанза – это был выбор, скорее, родителей, чем самой Ирины, девушка по сей день ни разу не задумывалась о смене инструмента или музыкального профиля. В чанзе ей нравится все: ее миниатюрность, красивая змеиная кожа, которой обтянут инструмент, и, конечно, звук, который можно сделать разным – мягким или сильным, в зависимости от метода игры.

Нравится артистке и то, что чанза – это наш, бурятский инструмент, хоть корни у него монгольские: 

«Бурятские мастера модернизировали монгольскую шанзу. Сначала ее обтягивали телячьей кожей, потом стали змеиной. Она выглядит более респектабельно и придает звуку специфичный оттенок – мягкость, шелковистость, как народное пение! Оно ведь отличается от акапельного пения».

Уникальная выпускница

После музыкальной школы Ирина Шарланова училась в колледже искусств им. Чайковского, а потом шесть лет в Казанской государственной консерватории. Что примечательно, девушка стала единственной выпускницей консерватории по классу «чанза». 

«В Казани у меня преподавала домристка Людмила Потапова, - вспоминает Ирина Шарланова. – Домра – русский народный инструмент. Специфика домры и чанзы схожа, поэтому ей было легко учить меня. А так, чанзе обучают только в Бурятии. Она ведь больше популярна в нашей республике».

Еще будучи студенткой, Ирина часто собиралась вместе с однокурсниками в общежитии и играла разные мелодии – татарские, русские народные, бурятские и другие. 

В составе оркестра Ирина Шарланова обычно играет на чанзе бурятские, монгольские народные композиции, классические произведения. Иногда, когда оркестр экспериментирует, чанзистки играют фламенко, рио-риту, регтайм.

А вообще Ирина – скромная девушка, и выходы на публику ей даются с большим трудом: «Я всегда волнуюсь, когда играю на сцене или на семейных мероприятиях, перед большим количеством людей. Поэтому я испытываю смешанное чувство, как будто себя перебарываю, иногда даже плачу. Но когда все-таки решаюсь выйти на публику, тогда уже идет полная отдача».

«Служебный роман» и рэп

Нетрадиционные для оркестра мелодии Ирина играет в основном, оставшись наедине с собой. Это происходит, например, под впечатлением от только что услышанной песни. «Когда в кинотеатрах появился «Титаник», я после просмотра пришла домой и попыталась повторить мелодию, - рассказывает Ирина. - Еще нравится музыка рок-группы Evanessence. «Шерлока Холмса» люблю играть. Из бурятских групп мне нравится «Хатхур зу», да, да, рэп я тожу могу сыграть (смеется)». 

Ирина уверена, на чанзе можно сыграть все, что угодно – и рок, и рэп, и классику, и народные композиции, и песни военных лет, и саундтреки к фильмам, в том числе такие лиричные, как, например, к фильму «Служебный роман».

Причем, по словам музыканта, играть классический репертуар гораздо сложнее, чем тот же саундтрек к «Криминальному чтиву». «Классику за 20 минут не выучишь, - говорит Ирина. - Надо месяц, чтобы довести до ума мелодию».

Сейчас Ирина работает над произведением «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Его особенность в том, чем быстрее играешь, тем лучше музыка воспринимается зрителем.

Ловить на лету мелодию и мгновенно вкладывать ее в струны своей чанзы – любимое занятие талантливой девушки. Однажды на одном из юбилеев Ирина экспромтом аккомпанировала бабушке, которая исполняла никому не известную бурятскую песню. Теперь артистка хочет наложить свою импровизацию на ноты, чтобы та самая мелодия никогда не исчезла из памяти людей.

О том, чтобы популяризировать бурятский народный инструмент, используя социальные сети, в том числе YouTube, Ирина только задумывается. Успешный опыт с нашумевшим «Криминальным чтивом» наводит на мысль о новых проектах и экспериментах. 

Соня Матвеева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.