ЕГЭ и агония математики

Почему школьники Бурятии панически боятся выбирать естественно-научные направления
A- A+
Ситуация с уровнем математических знаний у школьников, абитуриентов уже выходит за рамки всякой критики. Ректора и преподаватели вузов хватаются за головы: даже самые «продвинутые» в своих школах ученики, решившие связать свою судьбу с точными науками, не то что не умеют решать простейшие задачи, но даже мыслить логически не способны. 

В Бурятии большинство школьников вообще избегают сдавать ЕГЭ естественно-научного направления. Порядка 70% от всех выпускников год от года выбирают в качестве третьего экзамена исключительно обществознание, а значит, идут пополнять и без того раздутые ряды юристов, журналистов, психологов, переводчиков, экономистов  и прочих гуманитариев. А это означает, что уже очень скоро в Бурятии будет катастрофический дефицит инженеров, программистов, медиков, самолетостроителей и так далее. Знания тех, кто все-таки вырываются в научно-технические области, таковы, что становится страшно. Почему? А вы готовы к тому, что, например, теперь строить самолеты, дома или лечить больных будут исключительно троечники?  

Для того чтобы выровнять ситуацию и убрать этот огромный крен в сторону поголовной гуманитаризации, государство идет на то, чтобы с каждым годом количество бюджетных мест на гуманитарные направления сводить чуть ли не к нулю, постоянно увеличивая число бюджетных мест на технические и инженерные направления. Парадокс, но даже эти меры не привели к изменению ситуации! Школьники по-прежнему стройными рядами идут в юристы и экономисты, они готовы платить за учебу огромные деньги, брать кредиты,  только бы попасть в число и без того огромной армии юристов. Что же происходит с математикой, и почему сдавать профильный ЕГЭ по этому предмету выпускники боятся как огня? 

Профильный провал

Напомним, в прошлом году появилось новшество – для того чтобы иметь шанс попасть на специальности естественно-научного направления, выпускники должны были в обязательном порядке сдавать не просто ЕГЭ по математике, а профильный математический экзамен, то есть усложненный в разы. «Наверху» подумали и решили, что тем ребятам, у которых нет в планах связать свою жизнь с точными науками, незачем потеть над сложными математическими формулами и с них довольно и базового (простого) уровня. Тем же, кто поставил перед собой цель попасть в технический вуз, нужно постараться осилить усложненный профильный ЕГЭ. 

Решить-то решили, но просчитались. Результаты профильного ЕГЭ по математике по всей стране были провальными. Сотни тысяч выпускников, по сути, с треском провалили экзамен, зачастую не дойдя даже до минимальной суммы баллов. Кстати, в Бурятии, по некоторым данным, процент ребят, сдавших профильный экзамен по математике на неудовлетворительно, был выше, чем в среднем по России.  

Тогда на высшем уровне было решено срочно искусственно занизить проходную шкалу баллов, чтобы вытащить из ямы отчаяния хотя бы часть двоечников. 

Какова причина такого оглушительного провала? Слишком перемудрили с заданиями или качество знаний школьников хромает?

Директор Института математики и информатики БГУ Лариса Антонова считает, что обе причины имеют место: 

– Задания в этом экзамене построены так, что дети часто не успевают физически все осилить. Так, первая часть заданий состоит из тех вычислительных примеров, в которых нельзя ошибиться, их проверяет компьютер. Многие задания не так сложны, но отнимают большую часть времени. Например, подсчитать площадь треугольников по клеточкам. И вот школьники сидят и клеточки эти считают. Что они этим проверяют? И потому, когда дети приступают к хорошим, сложным задачам последней части ЕГЭ, времени уже остается мало. Они не успевают. Мне бы очень хотелось посадить самих учителей за парты и посмотреть, как бы они справились с таким испытанием, – отмечает Лариса Васильевна. 

«Натасканность есть, глубины нет»

Вторая причина – в низком уровне знаний выпускников. Единицы-самородки по-прежнему встречаются, но знания абитуриентов в общей массе шокируют. 

– В целом качество подготовки абитуриентов падает. Для нас самое главное, чтобы дети могли логически думать, рассуждать, то есть доказывать. А они этого совершенно не умеют! То есть к нам приходят люди, которые хотят стать химиками или инженерами и которые считают, что у них есть математические способности, но на деле школа не дала им тех навыков и умений, которые  им необходимы и для учебы в вузе, и в будущей профессии, – считает Лариса Антонова. 

Такого же мнения придерживается ректор ВСГУТУ, депутат НХ Владимир Сактоев. 

– Тестовая «натасканность» у абитуриентов есть, а глубина знаний ниже на порядок, – отмечает Владимир Сактоев. 

В прошлом году ВСГУТУ принял 30% от общего числа абитуриентов из Забайкальского края и других городов. 

– К нам-то едут. Но хотелось бы, чтобы и наши ребята поступали. В общей массе мы держим планку. Конкурс есть определенный, но приезжих стало больше. 

Примечательно, что оба представителя вузов связывают падение качества знаний с внедрением ЕГЭ. 

– Основная причина такой ситуации, это, конечно, введение ЕГЭ. 10 лет назад даже заурядные троечники умели доказывать теоремы, сейчас дети совершенно не понимают, как это делать. То есть сейчас у учителей главная задача, чтобы дети сдали ЕГЭ. Есть специально пособие – раздатка по ЕГЭ, и вот по нему детей и тренируют. С ребятами прорабатывают только отдельные задания, натаскивают на тесты, а в итоге дети совершенно не умеют решать текстовые задачи, доказывать теоремы, у них нет общего взгляда. То есть математическая культура падает. И все это в современном обществе, где бешеными темпами развиваются компьютерные технологии когда нужно знать, как и почему это работает, – рассуждает Лариса Антонова. 

Рейтинг превыше всего?

Есть школьники, которые целенаправленно выбирают гуманитарную стезю,  определенную профессию, с которой они хотят связать свою жизнь. Здесь все понятно. Но и есть и другая, немалая, часть школьников, которые имеют математические способности и хотели бы заниматься именно естественнонаучными дисциплинами, однако почему-то и они упорно выбирают обществознание, тем самым закрывая себе путь в технические вузы. Почему так происходит? 

По мнению Владимира Сактоева, немаловажную роль в создавшейся ситуации сыграло рейтингование школ. Бывают случаи, когда учителя сами отговаривают школьников выбирать физику, профильную математику или химию, из-за боязни, что выпускник завалит сложный экзамен. Соответственно, школа потеряет баллы, будет выглядеть в плохом свете. 

Лариса Антонова говорит и о других, более вопиющих случаях. По словам профессора БГУ, нередки случаи, когда учителя не только отговаривают, но и намеренно дезинформируют детей о ситуации с экзаменами. 

– Да, многие учителя отговаривают от физики или профильной математики – не сдавай, мол, а то завалишь. Есть и такое, что детям не объясняют, что в технические вузы берут только при сданном профильном ЕГЭ по математике. В итоге дети сдают базовую математику и прочие предметы, приходят к нам, но мы не можем их принять, – говорит директор Института математики и информатики БГУ. – Более того, были вопиющие случаи, когда детей вводили в заблуждение, говоря: «Вы не сдавайте ЕГЭ по физике, информатике. Лучше пойдете в вузы и там сдадите внутренние экзамены». Прекрасно зная о том, что уже много лет, как вузы принимают абитуриентов только по ЕГЭ. 

Зато с помощью таких нехитрых маневров репутация школа остается незапятнанной, баллы по ЕГЭ не падают и рейтинг школы не страдает. А судьба выпускника, оставшегося на улице, видимо, не так важна. 

Битва кошельков

Есть и другая сторона медали. Даже наличие заоблачного количества баллов, полученных на ЕГЭ, вовсе не говорит о том, что абитуриент успешно вольется на тот же матфак и покажет отличные знания. 

– Вот, например, к нам зашли ребята со 180 баллами. Даже до 280. Я думаю, вот пришел студент подкованный. А потом спотыкаешься – совершенно ничего в голове нет, – рассказывает Лариса Васильевна. 

В итоге преподавателям матфака приходится вместо вузовской программы учить первокурсников школьным азам. 

Интересно, что в школах учителя уже давно открыто заявляют: «Я даю базовый уровень,  профильный уровень я вам давать не обязана. Нанимайте репетиторов». 

– Да, это повсеместная практика. Детям так и говорят, мол, хотите сдать ЕГЭ хорошо – идите к репетиторам. От такой позиции учитель только выигрывает. Если ребенок сдаст хорошо экзамены – заслуги пойдут в копилку педагогу. Вот только деньги есть не у всех родителей. Учителя обязаны дать те знания, которые позволят сдать экзамен на должном уровне, – отмечает Лариса Антонова. 

Тем временем выпускники все-таки вынуждены идти туда, куда их отправляют. Образовательные центры размножаются в Улан-Удэ с удивительной быстротой. Те, у кого денег поменьше, вынуждены обращаться к домашним репетиторам. Бизнес на ЕГЭ приносит педагогам неплохие дивиденды. Заработки от 300 рублей за час и выше подталкивают некоторых педагогов и вовсе увольняться с работы и круглый год заниматься натаскиванием учеников. 

Мама выпускника одной из улан-удэнских школ Ольга Степанова рассказала нам, что уже начиная с августа нужно успеть «забронировать» хорошего педагога. Иначе в сентябре придется «брать что есть». Фамилии и адреса педагогов передаются друг другу через знакомых. 

– Я записывала своего сына к одному хорошему репетитору на индивидуальные занятия. Но потом увидела, как проходят такие занятия. Она в квартире рассаживает детей по разным комнатам, кухне, спальной и бегает от одного к другому. Вот так зарабатывают на нас деньги, – с грустью констатирует мама выпускника. 

Другие, более обеспеченные, родители предпочитают обращаться в официальные образовательные центры. А пока между родителями происходит битва кошельков, республика продолжает терять ценные кадры. 

Когда-то много говорили о том, что советская система образования устарела, в ней не предусмотрен индивидуальный подход и прочее. Сегодня же страны, перенявшие нашу советскую систему, с триумфом вырываются вперед, побеждая на олимпиадах всех уровней. А что имеем мы? Может быть, «сверхкачественное обучение по европейскому эталону» привело к тому, что теперь из школ выходят творческие и всестороннее развитые выпускники-эрудиты? Эксперты и аналитики уже не скрывают: «Отнюдь!» Механическое натаскивание на тесты оболванивает и убивает. Теперь школы превращаются в неумолимый конвейер по массовой штамповке детей-заготовок. А обучение уже давно перестало быть общедоступным и бесплатным. 

– Кадры решают все. Не будет ценных кадров – будет только имитация экономики, промышленности, медицины и так далее. А у нас все идет к тому, что кадров нет. Какое будущее нас ожидает? – задает риторический вопрос профессор БГУ. 

Василиса Шишкина, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.