Черный вторник для «БайкалБанка»

Единственный местный банк идет ко дну?
A- A+
Утром 26 апреля офисы «БайкалБанка» оказались загадочным образом закрыты. К обеду в Улан-Удэ началась паника – платежные системы не работали, банкоматы были без денег. До сих пор неизвестна судьба самого банка – это его последние дни или случился технический сбой?

Замки на дверях банка

Весь день клиенты «БайкалБанка» утыкались в дверях отделений в распечатанные бумажки с надписью: «По техническим причинам банк не работает. Вы можете воспользоваться онлайн-сервисом или банкоматами». Однако горожане не теряли надежды и ехали к соседнему офису. Однако и там висела такая же табличка. Только тогда люди «ломанулись» к банкоматам. К обеду очереди возле них достигали десятков и даже сотен человек. 

На вопрос «почему они решили снимать сбережения» практически все отвечали – позвонили знакомые или родственники и сказали, что банк закрывается. При таком ажиотаже деньги в банкоматах кончились весьма быстро. При закрытых офисах и пустующих банкоматах ажиотаж мгновенно перешел в панику. «БайкалБанк» известен своими зарплатными проектами для работников бюджетной сферы. И до «черного вторника» имел репутацию надежного банка для среднего и малого бизнеса Бурятии. Клиентура многотысячна, и она потеряла финансовый покой одновременно. В Улан-Удэ началась цепная реакция. 

Дневная паника

Естественно, взорвалось интернет-сообщество. Местные паблики заполонили цитаты якобы сотрудников банка о том, что «нас закрывают, срочно снимайте деньги!». Проверить подлинность сообщений было невозможно. Паника усиливалась. Многие пытались призвать к здравомыслию и не поддаваться провокациям – вклады физических лиц до 1,4 миллиона рублей застрахованы, и банк их рано или поздно выплатит. Но это мало помогало. 

К тому же к «физикам» добавились юридические лица, которые беззащитны и не застрахованы от злоключений любого банка. Вероятно, бизнес начал повально осуществлять электронные платежи и уводить деньги из банка. Естественно, случился затор. Операции считались незаконченными. У сотен предприятий появились перспективы с проблемами в части выплат заработной платы и наличия оборотных средств. От руководителей волнение передавалось в коллективы. 
 
Страстей добавили и серьезные ведомства на площади Советов и вокруг нее, вплоть до федеральных. Их сотрудники начали делиться информацией о предложении руководителей искать альтернативные пути для выдачи зарплаты, по сути игнорируя карты «БайкалБанка». Бухгалтерии срочно начали запрашивать у работников счета в других банках. 

Сам «БайкалБанк» в течение всего рабочего дня не проронил ни одного официального слова. Это означало, что версия всего лишь «технического сбоя» не срабатывала. Подозрения в крахе банка усиливались. Информация об отзыве лицензии банка появлялась и опровергалась чуть ли не Национальным Банком Бурятии не единожды. Наконец, вечером банк сообщил для «Номер один»:

- «БайкалБанк» опровергает заявления об аннулировании лицензии и о банкротстве. Никаких решений не принималось Центробанком об аннулировании лицензий. Равно как и не было в Арбитражном суде никаких заявлений о банкротстве. Причина - технический сбой. Нюансов мы не знаем. Это информация пока даже для нас закрыта.

От комментария никому легче не стало. До сих пор непонятно, что происходит внутри банка. Насколько тяжелы последствия кризиса для физических и юридических лиц. Будут ли выдаваться деньги по вкладам, заработают ли банкоматы, возобновятся ли платежные операции юрлиц – ничего об этом на вечер вторника 26 апреля неизвестно. 

Крах или кризис?

Тем временем причины для беспокойства у банка есть. По информации собственных источников, крупнейший банк Бурятии на грани распада. Ряд событий, происходивших в 2015 году, может привести к его закрытию. Явные признаки давления на банк - проверки. Как сообщил нам источник: «В последний год было столько проверок, как никогда. Одна за другой, и потом повторные. Скажем так, люди вне стен банка знают больше, чем мы».

Слухи о проблемах в «БайкалБанке» ходили давно. Наиболее критичные обзывали единственный местный банк в Бурятии не более чем процессинговым центром, хотя и добротным. Единственное достоинство которого - крупные зарплатные проекты с бюджетными организациями Бурятии. Другие эксперты очень пессимистично оценили вход в банк в 2014 году крупного предпринимателя Александра Венидиктова. В Бурятии он известен как владелец «Бурятмяспрома». С ним связывают и амбициозный поход «БайкалБанка» в Крым с открытием там филиалов, и вследствие чего попадание банка под зарубежные санкции. С середины 2014 года г-н Венидиктов является председателем Совета директоров банка. 

Кстати, это уже не первый кризис «БайкалБанка». В 2006 году подобная история уже происходила. 11 декабря по городу молниеносно распространились слухи о «банкротстве» банка. Народ сломя голову устремился к кассам и банкоматам. К обеду там образовались гигантские очереди желающих снять свои сбережения. Народ, возбужденный ажиотажем, только и говорил что о событиях вокруг «БайкалБанка», порождая новые и новые слухи. Очередная их волна накрыла город к 18 часам — как раз к закрытию операционных залов. Стало ясно, что с наплывом населения справиться будет очень трудно. Руководство банка решило продлить работу операционных касс до 20 часов. Возле офисов царило столпотворение, и население в очередях жгло костры для сугрева. Но тогда, к чести банка, все разрулилось достойно – банк выдержал атаку клиентов.

В этот раз, видимо, все может пройти по более печальному сценарию. Об этом косвенно говорит молчание во время дневной паники и общая нестабильная банковская ситуация в России. 

Служба информации «Номер один».  
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.