11.05.2016
Как уже писал «Номер один», в Бурятии наблюдается плачевная ситуация с естественно-научными предметами

Судя по результатам ЕГЭ и уровню знаний школьников, математика теряет свои позиции. Однако есть и те, кто готов решить эту проблему и вернуть «царице наук» ее былой статус. 

Институт математики и информатики Бурятского государственного университета не только продолжает вести системную работу со школьниками и студентами, но и изобретает уникальные проекты, размах и результаты которых впечатляют. 

Как остановить утечку мозгов

Как утверждает директор Института математики и информатики БГУ Лариса Антонова, уровень знаний и интерес к математике у школьников падает. А выпускники-гении в большинстве своем предпочитают уезжать из республики в другие города, где они будут иметь возможность не только получить работу по специальности, но и неплохо зарабатывать. Как удержать утечку мозгов из Бурятии и как привлечь как можно больше школьников - такими непростыми проблемами озадачились в БГУ и начали работать засучив рукава. Два главных направления работы Института математики и информатики БГУ – Центр олимпиадной подготовки и недавно созданный IT-Центр. 

Дни открытых дверей, олимпиады, профориентационная работа с учениками – это только часть методов работы Института математики и информатики. Примечательно, что подход к привлечению на математическую стезю здесь сделали творческим и разнообразным. Так, тематические олимпиады под эгидой БГУ стали своеобразной «фишкой» университета и уже собирают несколько сотен школьников, желающих сразиться математическими знаниями в игровой, необычной форме. 

Неформальные олимпиады

Например, стилизованные олимпиады «Хэллоуин-математика», «Сагаалган-математика» стали для школьников приятным сюрпризом. На хэллоуинскую олимпиаду ребята пришли в образах вампиров и ведьм, а на олимпиаде, приуроченной к Белому месяцу, школьники решали необычные задачи, построенные на фольклоре и традициях бурят. К таким мероприятиям у ребят отношение особое: соревноваться в таких условиях весело, интересно и не страшно. 

– На «Сагаалган-математике» задачи были придуманы с использованием бурятского фольклора, национальных традиций. Специально для этого мы привлекали помощников литераторов, филологов. Во время чтения таких заданий дети заодно узнавали много нового про героев бурятского эпоса и много других полезных знаний. То есть мы стараемся проводить не просто олимпиады по математике, но и углубить знания по другим дисциплинам, – замечает Лариса Антонова. 

Такие креативные идеи привлекают интерес как детей, так и спонсоров. Так, в «Сагаалган-математике» приняло участие порядка 1000 школьников. Победители получили призы от спонсоров, остальные развлеклись, с пользой провели время и сейчас готовятся к новым занимательным олимпиадам, в том числе и по информатике. 

– Вообще, мы детей стараемся привлекать как можно раньше, класса с третьего, чтобы подружить ребенка с математикой и информатикой именно в том возрасте, когда мозг наиболее гибок и в ребенка можно вложить знания, которые станут фундаментом его будущих академических успехов, – говорит Федор Хандаров, один из организаторов олимпиад ИМИ. 

Для системной поддержки талантливых школьников организован «Малый ИМИ» (по аналогии с «Малым мехматом МГУ»). Занятия по решению олимпиадных и нестандартных задач с детьми будут проводить ведущие преподаватели Института математики и информатики. Также будут организованы математические кружки по интересным для детей темам. Начало занятий запланировано в дни летних школьных каникул и будут проходить в течение года (информация на сайте imi.bsu.ru).

Эффективный результат

Итоги такой плодотворной работы не заставляют себя ждать. Юные гении занимают первые места на общегородских и общереспубликанских соревнованиях. Некоторые из этих ребят стали студентами Института математики и информатики, имея от 200 до 280 баллов ЕГЭ, хотя это позволило бы им поступить в престижные центральные вузы. 

Программирование – особая гордость БГУ. При Институте математики и информатики Бурятского госуниверситета организованы для студентов Центр олимпиадной подготовки, две учебные лаборатории: программных систем и сетевых технологий. Благодаря особому подходу к обучению, в последние годы на индивидуальных олимпиадах по математике и программированию первые места берут студенты ИМИ БГУ. Так, на прошедших республиканских межвузовских олимпиадах по математике и по программированию команды ИМИ БГУ стали лучшими и одержали абсолютную общекомандную победу, опередив команду, занявшую второе место, по баллам в четыре раза. Все первые шесть мест в индивидуальном зачете в олимпиаде по математике заняли именно студенты ИМИ БГУ. 

Кроме того, в этом учебном году высококлассные специалисты во главе с главным тренером, директором Центра олимпиадной подготовки Александром Васильевичем Данеевым, сделали невозможное. Команда из Бурятии заняла призовое место в полуфинале чемпионата мира по программированию, выиграв у всех 4 федеральных вузов, которые есть в Восточной Сибири, оставив позади себя именитые команды таких лучших вузов страны, как СФУ, ДВФУ, СВФУ, ТГУ, НГТУ, ИГУ, ИрГТУ, ВСГУТУ и других. 

Именно на развитие потенциала компьютерных гениев сейчас Институт математики и информатики делает особый упор. В уникальных учебно-практических лабораториях, таких как Центр олимпиадной подготовки, лаборатория программных систем, лаборатория сетевых технологий, IT-центр, студенты получают необходимые навыки для работы после выпуска из университета. 

Эти лаборатории – чистая практика, своеобразный тренировочный полигон перед полем боя промышленного программирования. Здесь лучшие студенты могут в рабочей атмосфере изучать передовые технологии, знания, которые не входят в программу, но которые используются при реальной разработке программного обеспечения, – разъясняет Федор Хандаров.

Тех, кто проходит через эти лаборатории и центры при ИМИ, сразу замечают в IT-сфере Бурятии. Так, Александр Лиджеев вошел в число 45 финалистов Всероссийского студенческого конкурса по информационной системе 1С ИТС. Также команда этого же специалиста одержала победу в республиканском хакатоне. Конечно, с таким портфолио каждый из выходцев уникальной лаборатории – ценный кадр для работодателя. Однако многие из членов IT-команды вполне могут открыть и собственное дело.

Но на этом Институт математики и информатики не останавливается, недавно при ИМИ создан IT-центр, одной из главной задач которого является поддержка талантливых студентов-программистов ИМИ. 

– Мы будем продолжать курировать со всех сторон наших выпускников: это и организационно-административная работа с документами, и поиск конкурсов, поиск инвесторов для внедрения в жизнь разработанных проектов. То есть мы берем под крыло студентов, чтобы дать им возможность спокойно работать, развиваться, создавать свои программные продукты, – отмечает Лариса Антонова. – Хочется, чтобы Институт математики и информатики был своим маленьким Сколково и здесь были сосредоточены все дети с математическими способностями. 

Таким образом, от выпуска разрозненных одиночек разного уровня подготовленности Институт математики и информатики БГУ переходит к подготовке высококлассных специалистов-универсалов, каждому из которых гарантировано достойное будущее. Соответственно, появятся мощные перспективы развития и у республики в целом. 

Ольга Лазарева, «Номер один». 
^