Исповедь на сцене

Уникальный творческий проект филармонии раскрыл секреты каждого участника
A- A+
18 мая состоялся концерт-презентация работ творческой лаборатории «Видео рядом» Бурятской государственной филармонии. Проект, аналогов которого нет в России, дал улан-удэнцам уникальный шанс побывать в новой роли и выразить себя. Для зрителей это стало прозрачным окном, через которое каждый смог заглянуть во внутренний мир участников и узнать о них то, чего они никогда не рассказали бы сами. 

Начать с нуля

Инженер, журналист и экономист, предприниматель в возрасте и молодой дизайнер, инструктор оздоровительной гимнастики и работник культуры – проект «Видео рядом» объединил представителей разных возрастов и рода деятельности. 

На месяц они стали художниками, чтобы создать свой концептуальный видеоарт, который впоследствии был показан на большом экране в сопровождении известного Московского ансамбля современной музыки. Довольно трудно представить условия, при которых это стало бы возможно, если бы не идея проекта «Видео рядом». Но обо всем по порядку.

Месяц назад Бурятская государственная филармония объявила набор участников творческой лаборатории. Отозвалось гораздо большее количество людей, чем ожидали организаторы, – 17 человек. 17 смельчаков, многие из которых не знали о видеоарте, съемке и монтаже практически ничего.

Участникам раздали композиции, относящиеся к жанру «современной музыки». Нет, это не та попса, которую крутят на радио. Современной в профессиональном музыкальном мире считается академическая музыка, созданная в последние столетия.

Это музыка нового формата, которую можно понять, только отойдя от всех норм и представлений о музыке. Именно эту цель – поменять язык музыки, ее систему, которая сложилась в XVIII, XIX веках – ставили перед собой композиторы, которые сами являлись представителями классической музыки.

 Мередит Монк, Эдисон Денисов, Тору Такэмицу, Сальваторе Шаринно, Джон Кейдж, Майкл Найман, Александр Вустин, Дмитрий Курляндский, Павел Карманов, Денис Хоров – таков список композиторов, с произведениями которых предстояло работать «лаборантам». Кстати, последние два композитора из этого списка – наши земляки. Павел Карманов родом из Иркутской области, а Денис Хоров – из Бурятии.

Оживить музыку

Музыка довольно специфичная. Чтобы визуализировать ее, участникам надо было ее прочувствовать и понять. Откровенно говоря, у некоторых это вызвало стресс. Помимо того чтобы понять музыку, участникам предстояло еще и разобраться с понятием «видеоарт». Для этого филармония организовала ряд лекций и встреч с деятелями современного искусства. 

Композитор Денис Хоров рассказал об истории визуализации музыки, о том, что у каждого звука есть свой образ, и даже существуют люди, которые чувствуют это – синестеты.  Искусствовед Надежда Абзаева познакомила всех с творчеством таких ярких представителей видеоарта, как Нам Джун Пай, Билли Виола, Борис Юханов, Владислав Мамышев-Монро, Булат Галеев и т.д. Кинорежиссер Баир Дышенов говорил с участниками лаборатории о кинематографе. Завершающей стала лекция московского художника Олега Арнаутова, который объяснил, в чем отличие артфильма от видеоарта. 

Понятие видеоарта для России достаточно новое, оно до конца не сформировалось. Однако все лекторы сошлись в одном: участникам необходимо не иллюстрировать музыку, а создавать свой смысловой пласт. Для этого надо отталкиваться не от музыки, а от того, что у человека внутри. 

Лаборанты также встретились с коллективом Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и его директором, известным музыкальным гуру Викторией Коршуновой. Проект «Видео рядом» представляет собой синтез музыки и видео. И именно за музыку отвечал МАСМ. 

Исповедь на общий суд

Видеоработы получились абсолютно разными, но все – о личном и сокровенном. Эксперты творческой лаборатории удивлялись, как много можно узнать о человеке, просмотрев его работу: что у него на душе, что его волнует, что он читает, какие фильмы смотрит и многое другое.  

По своей сути зрители концерта-презентации «Видео рядом» стали свидетелями того редкого момента, когда несколько человек показали то, чего не увидеть в обычной жизни. В этом свою роль сыграло отсутствие опыта создания видеоарта, неумение пользоваться видеоэффектами, за которыми можно было бы скрыть свою мысль или перевести ее в символ.

Открывала концерт-презентацию работа Сарюн Башкеевой на музыку Дениса Хорова «Баркаролла». Видео представляет собой пейзажи, которые плавно сменяют друг друга. На них нет людей. Видно, что автор видео много времени проводит наедине с собой, и это позволяет ей видеть особую красоту всего, что встречается на пути. Некоторые кадры эксперты даже сравнили с работами Тарковского. 

А Феллини померещился экспертам уже в другой работе – «Голос» Марины Ушаковой на одноименную композицию Тору Такэмицу. Как признается автор видео, ей было довольно сложно понять эту композицию, и в какой-то момент она подумала, что под нее надо копать. И начала копать. В прямом смысле слова. На видеокадрах видно, как Марина закапывает книгу Бродского как символ того прекрасного мира, который когда-то существовал. Уточним: в видео Марины Ушаковой показан постапокалиптический мир. После того как Бродский был закопан, Марина заглянула в эту дыру, а, может быть, заглянула внутрь себя. И увидела, что книгу читает девушка.

Очень концептуальное видео представила Мария Ханхунова на композицию Джона Кейджа «Вакханалия». Все семь минут, что длится видео, она неподвижно сидит за ноутбуком и что-то на нем пишет. Те, кто знаком с Марией, знают, что она – довольно активный, эмоциональный человек, которого трудно представить неподвижным. И в конце видео зрители ожидали какой-то кульминации, развязки, взрыва, для чего нагнеталась эта атмосфера. Однако этого не произошло. И в этот момент становится ясным, что это как раз таки в духе Маши: не следовать чужим ожиданиям и не бояться быть непонятой.

«В своей работе я исходила из нескольких высказываний Джона Кейджа о музыке, – говорит Мария Ханхунова. – Первое: «Музыка есть случайность, действие есть случайность». Второе важное высказывание: «Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации, избежать субъективизма в моих пристрастиях и антипатиях». Концепция исходит из мысли о том, что не вся музыка должна нравиться и не обязательно должна вызывать ощущение гармонии».

Танец ног

Ощущение гармонии совсем не вызывала и работа Тимура Самбуева на композицию Мередит Монк Folkdance. Зрители видели только одну картину: вырезанную фигуру Байкала и соембо, которое похоже на огонь. Мысль одна: «Байкал горит», точнее, леса вокруг Байкала горят. Кто-то посчитал такую идею поверхностной. Однако другие увидели в этой работе настоящий видеоарт, а не иллюстрацию музыки. Наталья Уланова, художественный руководитель Бурятской филармонии, даже услышала бурятские мотивы в этой композиции.

Эту же композицию – Folkdance Мередит Монк – совсем иначе визуализировал фотожурналист Дмитрий Алтаев в сотрудничестве с Валерием Васильевым. У творческого дуэта Folkdance превратился в Foot dance («Танец ног»). Работа больше всего понравилась зрителям, именно она набрала наибольшее количество голосов и получила приз зрительских симпатий.

И хотя филармония не планировала делать из лаборатории конкурс, все же главный приз разделили два человека – Елена Калашникова с видео «Ты один» на музыку Майкла Наймана Full Fathom и Дмитрий Родионов, представивший атмосферную работу на сочинение Мередит Монк Phantom Waltz.

В аннотации к работе Лена привела цитату представительницы сибирского андеграунда конца 1980-х годов Янки Дягилевой: «Ведь человек настоящий, только когда один – когда он хоть с кем-то, он уже играет».

Тема одиночества, только уже в ином ракурсе, видна в работе Дмитрия Родионова. Во время показа этой работы одна девушка в зале даже расплакалась.

«Опыт лаборатории «Видео рядом» показал: настоящего художника отличает стремление выразить свои переживания, говорить о сокровенном, – прокомментировали в филармонии итоги проекта «Видео рядом». – Именно таким ответом на главный вопрос — что делает видео искусством? — увенчался месяц творческих поисков. Техническая оснащенность, оригинальность идеи, продуманность формы отступают перед подлинным чувством, владеющим автором в момент созидания. Только чувство, пропитывая собой всё, с чем соприкасается художник, создает нечто не поддающееся измерению, но безошибочно улавливаемое сердцами».

Соня Матвеева, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.