Эффект ворчливой бабушки

Кем вырастают дети, которым в детстве постоянно делали замечания?
A- A+
Взрослые, увидев «ошибки» в поведении ребенка, сразу же начинают его критиковать. На протяжении всей жизни ребенка школа, родители и педагоги взращивают в нем комплекс неполноценности, который может привести во взрослой жизни к плачевным результатам. 

Люди с такими комплексами вырастают безынициативными, они постоянно осуждают других людей и не способны оценивать себя и свои действия адекватно, – констатирует психолог Игорь Бадиев.

Синдром беспомощности

– Игорь Валерьевич, в прошлый раз Вы говорили о воспитании ребенка и о том, насколько важно поощрение в системе воспитания. Еще один немаловажный аспект в отношениях между родителем и ребенком – критика. Мы все привыкли «подсказывать» детям правильность поступков с помощью критики, на первый взгляд совершенно безобидной. Это правильно? 

– Следующая по значимости проблема воспитания – это как раз критика ребенка со стороны родителей, взрослых и педагогов. Критика есть не что иное, как негативная  оценка действий. Но нужно помнить, что внешняя оценка ребенка всегда является важным фактором его внутренней самооценки. Ребенок воспринимает сам себя согласно  характеристике своей личности, которую он слышит от окружающих людей. 

Например, школьник не справился с заданием. Ему ставят двойку. Эта оценка выступает в качестве его внешней оценки действия. Затем не справился во второй раз, третий. Таким образом, эта двойка начинает распространяться не просто на конкретные действия ребенка, а на его личность в целом. И в итоге, получая отрицательные  подкрепления в виде плохой оценки, ребенок отказывается в дальнейшем что-либо делать. Это приводит к беспомощности. Ребенок не может самостоятельно выполнять задания. Он начинает считать себя ни к чему не способным, думать, что у него ничего все равно не получится, что он ничего не знает и не умеет. В педагогике есть даже специально введенный термин для такого состояния – «синдром выученной беспомощности». 

– Он отказывается от действий из-за страха? 

– Нет. Страх у него он уже прошел. Он уже привык к этим двойкам и не боится их. Точно так же, как к  плохим оценкам, он привыкает и к негативным реакциям учителей и родителей. Неприятные слова в его адрес просто перестают пугать. Но и сама мотивация к действию также пропадает. И поэтому, если такому ребенку предложить что-либо сделать вместе, вы сразу же услышите отказ или фразу: «Я не умею», «не смогу». Взрослый критикует ребенка из благих побуждений, но при этом механизм запускается неправильный.

Не критиковать, а помогать

– Тогда как  нужно правильно оценивать ребенка и его действия? Ведь какая-то критика все равно необходима? 

– Всегда должен быть соблюден баланс между указанием на ошибку и указанием на достижения ребенка. Взрослый сформировавшийся человек уже может адекватно воспринимать критику своих действий. У него сформировавшаяся самооценка, достаточный уровень абстрактного мышления, устоявшееся мировоззрение. Ребенок ничего этого не осознает. Его самооценка только формируется. Поэтому, когда мы просто говорим, что он что-то сделал неправильно, это не несет никакой конструктивной роли. Нужно не критиковать, а помочь ребенку исправить ошибки. Помочь в решении той задачи, с которой у него появились проблемы.   

Для того чтобы понять, что критика не нужна, нужно осознавать, что эта стратегия работает неправильно и ведет не в ту сторону. И критика, и ругань, и обзывательства – это все разные виды наказания. Часто, когда мы хотим воспитать в ребенке какие-нибудь 
качества, трудолюбие например, мы его ругаем за лень. Взамен, наоборот, получаем ленивого человека. Работает и дает результаты только поощрение. 

– То есть, если он неправильно решает задачи по математике, то…

– Мы садимся и вместе с ним делаем. Не за него. А вместе с ним. И помним о том, что   неправильно сделанное задание – не повод для критики в адрес ребенка. От этого он задачу не решит, потому что просто не может, не умеет этого делать. Он только учится. 

Люди, плывущие по течению

– К чему может привести тотальная критика? Как это отразится на взрослой жизни? 

– Основной печальный итог такого метода воспитания – безынициативность. Вырастает человек, который без четкого разжеванного задания ничего не сможет сделать. А теперь подумайте, насколько в нашем обществе распространена эта  проблема – пассивность и безынициативность. Таковых, к сожалению, подавляющее большинство. 

– А как проявляется «синдром отличника»? Ведь зачастую дети стремятся получить хорошие оценки в школе тоже только для того, чтобы не услышать критики в свой адрес. Они знают, что если получат что-то кроме отличной оценки, то будут нещадно критикуемы и родителями и учителями.

– «Синдром отличника» – это обратная сторона медали. Здесь просто вместе двойки –пятерка. И эта оценка становится самоцелью. В свою очередь, действия педагогов и родителей направлены только на получение хорошей оценки. При этом содержание самой деятельности остается без внимания. Не важно, как, но ребенок должен получить «отлично». Иначе услышит критику в свой адрес. В результате ребенку не интересна сама по себе учеба, ему просто нужно получить пятерку. Представьте себе, что вам ставят план на заводе – любой ценой сделать за смену тысячу деталей. Как нормальный человек начинает реагировать? Ведь если он не выполнит план, его накажут. И он начинает судорожно эти детали точить. При этом качество деталей падает, а травмоопасность повышается. То же самое и с отличником. Процесс учебы становится мучительным, ребенок начинает ее ненавидеть. Ненавидит ее как критикуемый двоечник, так и отличник. 

Комплексы на всю жизнь

– То есть во взрослой жизни те, которые были отличниками, тоже не будут проявлять инициативу и пополнят ряды безынициативных людей?  

– Чаще всего так и бывает. Есть мнение, что троечники становятся в будущем самыми успешными людьми. Почему так происходит? Потому что для них процесс приобретения новых знаний проходит в свое удовольствие. Что-то получалось, что-то не очень, но их жестко не критиковали. При этом дети никогда не бросали учебу. 

Человек с «синдромом отличника», закончив школу и университет, предпочитает уйти туда, где с него будет меньше спроса. И всю оставшуюся жизнь он будет жить с ощущением, что отдыхает от учебы. В результате он не сможет себя реализовать. 

– То есть своей критикой взрослые фактически формируют комплекс неполноценности у ребенка?

– Конечно. Вы представляете, как это больно для человека – не соответствовать ожиданиям близких людей? Когда от вас ждут чего-то, а вы этому не соответствуете. Критика – это демонстрация своего разочарования. Если в младшем возрасте ребенок впитывает ее как губка, то с подросткового возраста начинается обратная реакция, которая может проявиться двояко. Либо самоуничижение, либо бунт, за которым стоит комплекс неполноценности «я ущербный, я не соответствую ожиданиям». А бунт, в свою очередь,  может вырасти в гиперкомпенсацию. Это когда человек, чувствуя себя неполноценным в какой-либо области, начинает проявлять себя очень бурно именно в ней. Например, когда мальчишке постоянно говорят, что он слабак, что не может дать сдачи и постоять за себя, он и будет считать себя слабаком. Но, для того чтобы компенсировать свой комплекс неполноценности, он начнет рьяно лезть во все драки. И чем сильнее комплекс, тем чаще он будет участвовать в разных «боях».

У детей с синдромом отличника комплекс неполноценности проявляется в интеллектуальной и общественной сфере. При этом такая гиперкомпенсация в большинстве случаев приводит к значительным успехам в деятельности. Но в то же время внутри себя это глубоко несчастный человек, который не видит своих достижений. Ему всегда мало того, чего он достиг. Он постоянно сравнивает себя с кем-то, ему всегда кажется, что у других все получается лучше. 

Эффект ворчливой старушки

– А как ведет себя человек, которого в детстве не критиковали?

– Человек, которого не критиковали в детстве, умеет воспринимать критику адекватно. Он не воспринимает замечания на свой личный счет, а относит их только на свои действия. 

Когда мы критикуем ребенка, что он, например, «косорукий», он воспринимает это на личность. Поэтому и во взрослой жизни, когда ему говорят: «Иван Петрович, у вас в отчете недочеты, исправьте», это будет для него звучать как личная обида. И, наоборот, взрослый, воспитанный без критики в детстве, относится к справедливой критике  конструктивно. Если никто не переходит на личности, не говорит о том, что «ты не умеешь», ты «плохой работник», а речь идет только о конкретных ошибках в работе, то это и воспринимается адекватно ситуации. 

Нужно понимать еще один важный момент. Критикуя ребенка, мы учим его точно так же взаимодействовать с другими людьми. Показываем ему определенную модель поведения. Что нужно вести себя так же. То есть, по сути, мы учим его так же критиковать и осуждать других людей. Отсюда и появляются взрослые, которые умеют только осуждать и не видят ничего хорошего в своей жене (муже), соседях, друзьях, работе и так далее. Создается эффект ворчливой бабушки на лавочке, которая винит всех и вся вокруг. Понятно, что такая позиция враждебности ко всему окружающему миру не приводит к внутренней гармонии и счастью. 

Елена Медведева, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.