06.07.2016
В стенах Народного Хурала состоялся большой разговор о бюджетно-финансовых делах Бурятии. Были организованы публичные слушания, на которых подвели итоги исполнения республиканского бюджета за минувший год. Также были подняты проблемы текущей бюджетной жизни – ведь во многих сельских районах сложилась напряженная картина со сбалансированностью их бюджетов. Обсуждение порой принимало острый характер.
Порадовали авиазавод и дорожные камеры

Прошлогодний бюджет оказался лучше, чем многие ожидали.

Доходы составили 46,1 млрд рублей, на 1,5 процента к уточненным плановым назначениям. «Первоначальный план по налоговым, неналоговым доходам был увеличен. В том числе за счет роста платы по налогу на прибыль – 2,25 млрд рублей, по акцизам – 178 млн рублей, и за счет снижения плана по НДФЛ на 970 млн рублей», – доложил участникам Игорь Шутенков, министр финансов Бурятии.

Положительная динамика зафиксирована по большинству налогов. Налоговые, неналоговые доходы выросли на 27,8 процента к 2014 году.

Основной прирост дал указанный налог на прибыль организаций – вырос в 2,3 раза. Солидный вклад внес Улан-Удэнский авиазавод – благодаря конвертации валютной выручки в рублевую массу по выросшему обменному курсу. 

Но если убрать этот огромный прирост налога на прибыль, то окажется, что, вообще, поступления 2015 года сравнимы с поступлениями 2014 года.

По дотациям тоже произошло перевыполнение. В конце года пришли сверхплановые поступления по дотациям на сбалансированность бюджета.

Однако субсидий поступило меньше, тут отмечено невыполнение. Так, не поступили в предполагаемом объеме субсидии на выполнение ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории», на поддержку сельхозтоваропроизводителей, малого и среднего предпринимательства.

Расходы оказались в сумме 47,2 млрд рублей (95,7% процента к уточненному годовому плану). А если сравнить с первоначальным планом, то он был увеличен на 5,449 млрд рублей.

Дефицит регионального бюджета по итогам 2015 года составил около 1 млрд рублей. Тогда как предполагалось, что он будет 3,8 млрд. Государственный долг РБ на 1 января текущего года был равен 10,1 млрд рублей.

«В рамках задачи по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета были осуществлены мероприятия по оптимизации бюджетных районов на 800,8 млн рублей», – отметил министр финансов.

В целом, конечно, ощущалось влияние притормозившей макроэкономики. Замедлился рост промпроизводства и зарплат работников. Упала инвестиционная активность предприятий.

Но вот штрафов за нарушение Правил дорожного движения поступило на 404,8 млн рублей. Это рост на 30 процентов. Он связан с работой новых автоматизированных комплексов фиксации нарушений. В прошлом году установили 23 таких комплекса.

Деньги любят счет

Среди наиболее чувствительных для республики проблем – невнятное выполнение программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

Удручающе выглядит и остаток средств федерального бюджета, которые пришли на реконструкцию дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян. Остаток составил аж 206,8 млн рублей (третий этап, Баргузинский район). «В связи с поздним заключением контракта по произведенным торгам. Контракт был заключен 25 ноября», – пояснил Игорь Шутенков.

Провал связан с нерасторопностью РФ – поздно пришли федеральные средства.

Как отметил в своем выступлении Евгений Пегасов, глава Счетной палаты РБ, «в сравнении с 2014 годом средневзвешенный показатель отклонения данных кассового исполнения от уточненного прогноза вырос с 4 процентов до 7,8 процента. Это позволяет сделать вывод о недостаточном уровне прогнозирования доходных источников. Точность прогноза снизилась».

Обратил он внимание и на то, что республика не сумела использовать много имевшихся средств – остаток неиспользованных средств составил 2,1 млрд рублей. Особенно «отличились» минтранспорта, минстрой, минсоцзащиты.

«Причем, если в 2014 году позднее поступление средств из федерального бюджета обусловило невыполнение утвержденных назначений в 42 процентах случаев, то в 2015 году данный фактор был отмечен только в 4 процентах», – заострил проблему Евгений Пегасов.

Он констатировал, что в республике отмечена низкая эффективность организации исполнения бюджета в рамках сложившихся подходов к финансированию госпрограмм.

Прозвучал призыв усилить внутренний финансовый аудит в среде администраторов бюджетных средств.

«К сожалению, достоверность показателей отдельных форм бюджетной отчетности не подтверждена выводами подразделений внутреннего финансового аудита в избирательной комиссии, а также некоторых органах исполнительной власти», – подчеркнул он, призвав правительство республики принять меры.

Стратегически, бюджет того года сохранил социальную сущность. На социально-культурную сферу направили 63,9 процента расходов бюджета. 96 процентов бюджета было расписано по 19 Программам, разбитым на четыре блока. Регион давно придерживается программного принципа.

Финансы поют романсы

На публичных слушаниях не раз звучала мысль, что надо работать четче.

«Если ранее на финансовую политику региона существенно воздействовали изменения федерального законодательства, то теперь на первый план выходят макроэкономические условия. Санкции, резкое снижение цен на нефть, ослабление курса рубля и прочее. Необходимо заранее просчитывать возможные изменения условий, а не реагировать по факту. Научиться более тщательному планированию», – сказал Зоригто Цыбикмитов, председатель комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам.

Депутат также указал на недопустимость неисполнения бюджетных назначений в кризис, когда при ограниченности бюджетных средств в казне так нелегко изыскать деньги.

Из всех госпрограмм, которые воплощались в 2015 году в Бурятии, реализацию двух он назвал недостаточно эффективной – по развитию лесного хозяйства и по развитию строительного, жилищно-коммунального комплекса.

Поражает и еще одно. В большинстве случаев целевые показатели определяются самостоятельно ответственными исполнителями госпрограмм, которые заинтересованы в достижении значений. «Как следствие, устанавливают наиболее удобный для себя показатель», – упрекнул народный избранник.

Его коллега зампред комитета Народного Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Баир Гармаев привлек внимание к положению с агропромышленным комплексом. 

Увы, денег на все не хватало и не хватает. И прошлый год, и нынешний пройдут под флагом оптимизации. И об этом тоже говорили на публичных слушаниях. 

Уполномоченный по защите прав человека в РБ Юлия Жамбалова выразила серьезную обеспокоенность планами сокращения в регионе пожарных частей, ликвидации газодымозащитной службы. Депутат Владимир Павлов, который вел заседание, сказал, что разделяет обеспокоенность, и проблема будет решена.

Однако, пусть не в пожарной охране, а в других направлениях, оптимизация продолжится.

В зале разгорелась своеобразная дискуссия между главой Бичурского района Олегом Федоровым и первым зампредом правительства Иннокентием Егоровым.

Первый заявил о том, что в районе не в силах больше проводить оптимизацию бюджетных расходов.

По словам Олега Федорова, район принял план повышения доходов и оптимизации расходов по бюджетным учреждениям для того, чтобы попытаться сбалансировать райбюджет. Однако порядка 28 млн по-прежнему остаются несбалансированными.

«Необходимо сократить во всех бюджетных учреждениях района 328 человек. В том числе 100 процентов аппарата администрации. У нас останется глава и председатель райсовета. При этом работу муниципалитета можно считать полностью остановленной», – заявил руководитель района.

Егоров в ответ жестко раскритиковал власти района.

«Это, Федоров, наследие ваших предыдущих руководителей, которые в свое время не сделали оптимизацию. А теперь приходится делать тебе. Ничего экстраординарного у вас нет. Просто когда-то надо было это делать», – публично указал он на бюджетную недоработку.

Помимо напряженной финансовой ситуации, в районе непростая политическая обстановка.

«Из прессы читаю, «переворот по-бичурски» называется… Не знаю глубины этого вопроса. Но это очень неприглядно смотрится, – отметил высокий республиканский чиновник муниципальному чиновнику. – За все надо платить, а вам надо работать».

Итоги
«Муниципальные образования провели огромную работу по оптимизации расходов, повышению доходов», – отметил Владимир Павлов, подводя итоги слушаний.

Хурал помогает как может. Недавно при встрече с главой РБ депутаты поставили вопрос о корректировке методики, по которой предоставляются финансы бюджетам муниципалитетов.

Сегодня в зоне пристального внимания 11 районов, где сложилась самая тяжелая финансовая ситуация (в т.ч. Бичурский). Им будут помогать наращивать доходы, а также подскажут, где еще можно урезать расходы. Это самая срочная бюджетная задача республики.

Как отметил Владимир Павлов, все предложения участников публичных слушаний собраны и будут анализироваться. Из них возьмут все, что принесет пользу развитию Бурятии.

Станислав Сергеев, «Номер один». 

^