Ультиматум бамовцев

ЧП вынудило жителей Северомуйска объявить бессрочную голодовку
A- A+
Отчаявшиеся люди сидят на воде с 14 июля. Они намерены голодать до тех пор, пока не получат на руки заветные социальные выплаты на покупку нормального жилья. Уже почти полвека бамовцы и их дети живут в аварийных домах, которые строились для временного проживания. А совсем недавно многие из них лишились и этого. В июне в результате пожара сгорело более 20 домов. С призывом о помощи они обращаются к президенту страны и главе Бурятии.

Самосожжения не будет

О намерении устроить голодовку местную власть и правоохранителей предупреждали заранее. Тем не менее останавливать жителей Северомуйска никто не стал. В назначенную дату – 14 июля – люди ринулись к старому зданию администрации, где установили палатки, постелили одеяла и развесили плакаты. Надписи на ватмане, хоть и не революционные, но внимание притягивают. Чего только стоит обращение к самому президенту страны: «Путин, помоги! Народ голодает! Нам негде жить».

Голодать вышли погорельцы, чьи дома были уничтожены огнем еще в начале июня, и жители уцелевших хижин. Они устали сидеть в ожидании своей очереди на получение нового дома.

– Как мы будем зимовать? Котельная не отапливает, воды нет, стены насквозь зимой промерзают! Дома на ладан дышат! Их строили, как времянки, мы же в них живем десятилетиями. Сколько можно нас мучить?! Путин, помоги! – кричат люди.

Кроме этих призывов люди разместили плакаты с надписями: «Нам негде жить», «У зайчика лубяная, у нас никакая», «Голодовка». На месте проведения голодовки дежурит сотрудник полиции, «скорая помощь» и пожарная техника. Как считают сами голодающие, пожарную тут разместили на случай попытки самосожжения. Но никто из присутствующих не собирается жечь себя заживо, все обходится отказом от еды. 

По результатам медицинского обследования, за семь дней голодовки у людей значительно понизился уровень сахара, рассеивается внимание, ощущается непривычная слабость. 

Где деньги?

Рабочий поселок был основан в 1976 году, тогда на строительство легендарного Северомуйского тоннеля съезжались граждане со всего Советского Союза. Специально к их приезду были поставлены многоквартирные времянки. Строительство тоннеля давно завершено, кто мог уехать – отбыл. Те же, кому некуда податься, по сей день ждут обещанных выплат на покупку нормального жилья.  Обнадеживает их федеральная целевая программа «Жилище», которая была создана в 2011 году.

Первые годы средства на социальные выплаты по программе «Жилище» поступали исправно, люди получали деньги, покупали в других районах Бурятии дома и уезжали из временного поселка навсегда. В 2015-м финансирование прекратилось, что повергло в шок жителей Северомуйска. 

– Сертификаты мы должны были еще в прошлом году получить. До этого хоть помаленьку выдавали, а в прошлом году вообще никому ничего не дали. Куда-то деньги исчезают. Главы меняются постоянно. Заступают на пост, получают для себя и родственников сертификаты и с криками «ура!» уходят, – говорит местный житель Сергей Каленых.

То, о чем с такой уверенностью рассказывают жители, наверняка должно было заинтересовать правоохранительные органы. Ведь Северомуйск уже не раз гремел на всю республику благодаря сражениям за место поселкового главы. Однако средства перестали поступать по другой причине. 

– Изначально программа называлась как переселение из ветхого и аварийного жилья. Позже понятие «ветхое» убрали, осталось понятие «аварийное». В Муйском же районе дома не были признаны аварийными, они числились как ветхие, – говорит Галина Гершман, начальник отдела развития промышленности минстроя Бурятии.

Чтобы вновь стать участниками ФЦП, жители по рекомендации главы поселка приватизировали дома и признали их аварийными. Они готовы были смириться с потерянным временем и спокойно ждать очереди, если бы идиллию не нарушил пожар. В прошлом месяц в Северомуйске, как спички, один за другим заполыхали времянки.

Пепельные дома

Первый раз огненная стихия уничтожила 17 домов. Второе нашествие унесло еще четыре дома. В результате выгорел почти весь поселок, люди остались без крыши над головой и долгое время проживали в местной школе. По этим двум пожарам возбудили уголовные дела.

– По первому пожару рассматриваются три основные версии: короткое замыкание, умышленный поджог и неосторожное обращение с огнем, по второму пожару версии пока не ясны, – комментируют в пресс-службе МЧС.

Вмиг по республике разлетелись предположения о причастности северомуйцев к пожарам. По сей день многие считают, что люди просто устали ждать выдачи сертификатов и самостоятельно подожгли свои дома. Если учесть, что в результате пожара погиб местный житель, эта версия ставится под большое сомнение.  А если прибавить еще и тот факт, что взамен сгоревших приватизированных домов, согласно нашему законодательству, люди вообще ничего не должны были получить – предположение абсурдно. Впрочем, это установит следствие.
 
– После пожара к нам приезжал Николай Зубарев, когда я пришла к нему на прием, он мне сказал, что собственники уцелевших домов получат выплату, а погорельцы – вряд ли. Другими словами, у тебя сгоревший дом был приватизирован, теперь крутись сам и делай что хочешь. Так нас ведь глава заставила приватизировать эти дома, а не мы сами. Она сказала, если не приватизируем – не попадем под программу, – вздыхает местная жительница Татьяна Цыбун.

Приватизировали в надежде на светлое будущее и в итоге остались без жилья и средств к существованию. Долгое время местные власти ломали голову, пытаясь придумать выход из сложившейся ситуации. На сегодняшний день ясно, в каком направлении нужно работать, но не понятно, сколько времени это займет.

– По погорельцам письменное обращение ушло в Минстрой России, заключение  Минстроя передано в МЧС, теперь ждем принятия решения о выдаче государственных жилищных сертификатов по 110-му постановлению, – рассказывает министр строительства Бурятии Николай Рузавин.

Сроки не установлены

Когда смогут раздать погорельцам сертификаты, не ясно. Все зависит от оперативности федеральных ведомств. Так же дела обстоят и с выдачей социальных выплат жителям уцелевших домов. 

– Они проходят по ФЦП «Жилище», на сегодняшний день комиссия все рассмотрела, составлены списки. Готовится распоряжение правительства о формировании очереди. Кроме этого еще 26 мая 2016 года правительством РФ было принято решение об увеличении финансирования из федерального бюджета – внесено изменение в ФЦП «Жилище», по которому финансирование увеличилось на 89,9 миллиона рублей и достигло 415,7 миллиона. Всего, с учетом республиканской доли, объем составит 554,2 миллиона рублей. Деньги поступят примерно в начале августа, – сообщает министр.

Чиновники обещают основную часть средств, а это 73 процента от суммы, направить на расселение Муйского района. Этих денег, согласно спискам, ждут около трехсот семей. Но смогут ли люди ждать до августа? Ведь они намерены голодать до тех пор, пока не получат на руки заветные сертификаты. Больше всего люди надеются на помощь президента страны и главы республики. 

– Вячеслав Наговицын продолжает держать ситуацию в Северомуйске под личным контролем. Сейчас документы проходят согласование, правительство Бурятии делает все возможное, чтобы граждане быстрее получили положенные выплаты, – сообщил пресс-секретарь главы Бурятии Александр Мальцев. 

Хотя жителям уцелевших аварийных домов обещают выделить деньги уже в августе, с погорельцами вообще ничего не ясно. Если федеральные чиновники «притормозят» процесс рассмотрения документов, то люди либо погибнут от голода, либо будут зимовать на улице. Ведь свободного, а главное, теплого жилья в поселке Северомуйск вообще не осталось. Бамовцы и их потомки, лишившиеся крыши над головой, будут вынуждены бомжевать. 

Елена Темникова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.