Бомба замедленного действия

или Как родители своими руками превращают детей в зависимых манипуляторов
A- A+
Мало кому из родителей удается избежать актуальной для сегодняшнего дня проблемы чрезвычайной увлеченности детей компьютерными играми. Дети XXI века живут в виртуальном мире и никак не хотят возвращаться в реальность. Малыши отказываются гулять на улице, предпочитая поиграть на телефоне. Школьники, уткнувшись в планшет, врут родителям, что уже сделали «домашку». Родители бьют тревогу, но ни запреты, ни угрозы не могут отучить ребенка от современных «игрушек». «Родители сами когда-то подсадили своего малыша на гаджеты, как на героин, – констатирует психолог Игорь Бадиев.

Идеальный способ уйти от реальности

– Игорь Валерьевич, проблема компьютерной зависимости у детей волнует многих родителей. Расскажите, как она появляется? 

– Зависимость – это всегда уход от реальности. Как отличить человека, увлеченного компьютером, от человека, зависимого от него? Зависимость (аддикция) как форма отклонения от нормы подчиняется трем диагностическим критериям Гербикова – тотальность, стабильность и дезадаптивность. То есть когда человек играет в компьютерные игры всегда, везде, и это мешает ему приспособиться к окружающему миру, можно говорить о зависимости от компьютера. 

Аддиктивных агентов – способов ухода от реальности – со временем становится все больше и больше. Это не только известные всем алкоголь, наркотики, азартные игры,  но и практически любые виды активности, например, работа, отдых, любовь, секс. Естественно, компьютерные игры и Интернет также могут выступать в качестве аддиктивных агентов. Собственно говоря, это идеальный способ ухода от реальности, ведь с помощью компьютера можно смоделировать тот мир, в котором человек хочет скрыться от реального. 

Компьютерная зависимость формируется так же, как и любая другая зависимость. Все начинается с фиксации на положительном эмоциональном всплеске от игры. Затем мы начинаем чаще применять этот способ, чтобы изменить свое психическое состояние. Нам плохо – мы сели поиграть. В результате чем чаще мы прибегаем к игре, чтобы изменить свое настроение, тем реже мы используем другие механизмы борьбы со стрессами. Со временем у человека остается лишь один способ для контроля своего настроения, который он использует всегда, везде и который мешает ему приспособиться к жизни.    

Поколение зависимых людей

Когда взрослый человек садится на наркотики или алкоголь, уходит играть «в танчики», нам понятно – человек убегает от реальности из-за проблем на работе, он устал, сломался. А от чего убегают дети? Сейчас много родителей обращается к психологам с проблемой – ребенок 5–10 лет не может жить без гаджета. Если родители отбирают его у ребенка, начинаются истерики. От чего убегают эти малыши? Да ни от чего. Это дети, которых родители сами подсадили на гаджеты. 

Когда ребенок нам мешает, не слушается, требует уделить ему время, мы даем ему гаджет – чтобы он оставил нас в покое. Еще Фрейд писал о недобросовестных нянях, которые добавляли младенцам в молочко коньяк, чтобы они быстрее засыпали. Этот же способ управления с ребенком мы наблюдаем и сейчас, только вместо алкоголя мы подсаживаем детей на планшеты, телефоны и компьютеры.

– Чем это чревато? 

– Мы растим зависимую личность, которая не может приспосабливаться к изменениям, которая зависима от агента.

– Может ли эта личность в будущем перепрыгнуть с одного агента на другой? И, повзрослев, ребенок перейдет, например, на алкоголь? 

– Да. Аддиктивный агент меняется достаточно легко. Когда нет доступа к одному агенту, зависимый человек быстро находит другой – будь то азартные игры, наркотики или водка. 

Пытаясь с помощью гаджета занять ребенка и освободить свое время, мы даем ему суррогат межличностных отношений. Гаджет как заменитель общения приводит к тому, что необходимые социальные связи и отношения, в том числе детско-родительские, не формируются. Как итог – манипулятивность, отсутствие теплых доверительных отношений. 

– Родители теряют своих детей?   

– Полностью теряют. Если ребенок подсажен на аддиктивный агент, он просто не умеет устанавливать доверительные отношения. Все, что он умеет – с помощью манипуляций добиваться своего агента. В итоге мы получаем человека, который пойдет на все, чтобы добиться желаемого. Нам кажется пустяком – ну, дали ребенку поиграть, ну и что? Это бомба замедленного действия. 

Игра должна стать обыденностью

– Что же делать родителям? 

– Мы все прекрасно понимаем, что Интернет, гаджеты, смартфоны являются частью нашей жизни. Без них современный человек не может нормально функционировать в обществе. Он будет отсталым. Конечно, ребенка нужно учить пользоваться этой техникой – это необходимо. Но ни в коем случае гаджеты не должны выступать в качестве замены общения с родителями и сверстниками. Когда ребенок требует родительского внимания, ни в коем случае это внимание нельзя заменять игрой. 

Вместе с тем гаджеты и игры не должны выступать в качестве награды или наказания. Дело в том, что когда мы используем компьютерные игры в качестве поощрения или наказания, мы тем самым увеличиваем ценность аддиктивного агента – игры. Чем сложнее его получить, тем больше он хочет его. Поэтому для гаджетов или игры на компьютере в распорядке дня ребенка должно быть отведено определенное время. Наша задача – сделать компьютерные игры обыденностью, частью повседневного быта. 

– И даже когда ребенок получил двойку, распорядок не должен меняться?

– Мы не должны лишать его этого времени. Мы же не лишаем ребенка еды, если он получил двойку. Ведь этим наказанием родители пытаются надавить на самое больное место ребенка. А сами лишь повышают ценность этого гаджета или игры. Родители пугаются – ребенка аж трясти начинает от того, что он хочет играть. Конечно! Вас лиши воды и показывай стакан с водой, вас тоже затрясет. Ребенок получает удовольствие от игры, и это нормально – развлекательные игры для того и созданы. Но игры должны быть частью досуга, не более. 

– А если зависимость у ребенка уже сформировалась, что делать? 

– Если вы подозреваете, что у ребенка зависимость от компьютерных игр, лучше всего обратиться к специалисту. Любая зависимость – это заболевание, при котором самолечение опасно. 

– Игорь Валерьевич, даже имея в распорядке дня время для компьютерных игр, ребенок, имея современный телефон, в школе тоже будет играть. Не давать его в школу? Тогда он будет просить у друзей или возьмет его без спроса…

– Запретный плод сладок. Чем больше мы будем запрещать ребенку играть на телефоне, тем больше он будет хотеть поиграть. Когда он оказывается без надзора, то в первую очередь начинает играть. Поэтому наша задача научить ребенка, что у всего есть свое определенное время: в школе надо учиться, а когда у тебя свободное от обязанностей время, ты волен заниматься тем, что тебе интересно. Здесь вопрос не в модели телефона, телефон – это лишь средство. Если мы будем запрещать ребенку брать телефон в школу, он будет рисовать в тетрадке героев игры, мечтая, как бы хорошо поиграть. Когда он не играет, он думает, как поиграть. Вот что страшно. Это тотальность.      

Больше кружков и секций

– Какова природа зависимости от игр у подростков? 

– У них зависимость развивается по тому же принципу, что и у взрослого человека. Подростку всегда есть от чего убегать. Они в силу своего возраста находятся в состоянии психологического дискомфорта. Им плохо в этом возрасте. Поэтому понятно, почему они выбирают игру в качестве ухода от реальности. 

Система профилактики возникновения зависимостей в случае с подростками такая же, как и у взрослого – чем больше видов деятельности человек использует, тем ниже риск формирования у него зависимости. Наша задача сделать так, чтобы человеку было интересно жить. Чтобы он мог получать удовольствие от жизни. И тогда необходимость ухода от реальности отпадет.

Запрещая покемонов или другую игру, мы компьютерную аддикцию никуда не денем. Вместо того чтобы запрещать покемонов, нужно развивать систему дополнительного образования – кружков, секций, повышать их доступность.

– Если у подростка все-таки сформировалась зависимость, нужно обязательно обращаться к специалисту? 

– Конечно, ведь аддикция сама не проходит. Если увлечение прошло, то это была не зависимость. Не бывает бывших алкоголиков и наркоманов. И если алкоголик не пьет уже много лет, он все равно зависим от алкоголя. Ему просто постоянно нужно держаться подальше от алкоголя. То же самое касается компьютерной игры. Если человек стал зависимым от игр, то он реально от нее зависим, как бы долго он от нее не воздерживался. У него изменена личность. У него нарушена иерархия мотивов. Что же касается детей, подсаженных на гаджеты, то эта иерархия мотивов у них изначально формируется неправильно.  

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.