Погоня за ОСАГО
В Бурятии оформление страхового полиса превращается в сложный «квест»
В очередной раз жители республики столкнулись с тем, что оформить обычную страховку ОСАГО становится архисложным делом. Таблички с надписью «бланков нет», огромные очереди и повсеместное навязывание дополнительных платных услуг – что происходит на рынке страхования в Бурятии?
Пройти все круги ада
Похожая ситуация в республике возникает не впервые. Автовладельцы уже сталкивались с тем, что в офисах даже самых «продвинутых» страховых компаний при оформлении полиса ОСАГО им навязывали приобретение дополнительных услуг по страхованию жизни или имущества. Те, кто отказывался платить за ненужные им договоры, оставались ни с чем. По этому поводу в свое время была целая буря в СМИ и шквал жалоб в органы надзора. Всем пострадавшим тогда заявили с высоких трибун – навязывание допуслуг незаконно, идти на поводу у хитроумных страхователей не нужно.
Однако сегодня ситуация повторяется один в один. Несмотря на то что страховые компании, конечно же, осведомлены о том, что они нарушают закон, работа по «вымогательству» денег у населения вновь идет полным ходом.
Автовладелец Сергей Мышляков за полисом ОСАГО пошел по привычке в «Россгострах». Однако в офисе компании девушки вежливо дали ему понять, что без страхования жизни полис ОСАГО ему не оформят. В ответ на все претензии он услышал, мол, мы тут ни при чем – нам так приказано сверху.
– Тогда я пошел по другим страховым компаниям, но и там то же самое! При этом стоимость страховки жизни стоит от 1500 до 2500 рублей в зависимости от аппетитов той или иной фирмы. Зачем мне нужно отдавать лишние деньги кому-то? – возмущается водитель.
Однако отыскать бескорыстных страховщиков оказалось не так просто. Поиски в Улан-Удэ легальных условий страхования превращаются в настоящую игру-бродилку. Информация о таких редких компаниях передается разве что от водителей, которые уже испытали на себе все круги ада. Благодаря тем, кто «квест» уже прошел, Сергей выяснил, что в Улан-Удэ все-таки есть единицы страховых компаний, которые не навязывают дополнительные услуги.
– Мне сказали, что в «Ангаре» ничего не навязывают, поехал туда – но на двери объявление: «Бланков больше нет», – разводит руками Сергей.
Несколько дней беготни по кабинетам всевозможных фирм закончились для мужчины полным крахом. Где-то требуют оплатить лишние страховки, где-то отвечают, что бланки закончились. А где-то обозначили, что ему нужно вставать в очередь за бланком, причем очередь распределена уже аж на три месяца вперед. В конце концов, рискуя провести пол-отпуска в поисках справедливости, Сергей застраховался, подписавшись на все допусловия, которые ему продиктовали в очередной страховой компании:
– Конечно, мне не нужны были никакие страховки, кроме ОСАГО, но что делать? Пришлось выбрать самую недорогую – страхование имущества.
Страховка или слишком дорогая бумага?
Кстати, в плане оформления навязанных страховок у компаний нет вообще никаких комплексов. Так, улан-удэнцу Олегу Бадмаеву каким-то чудесным образом застраховали квартиру, даже не проверив, есть ли у него право собственности на объект страхования.
– На самом деле я как-то упустил тот момент, что жилье, которое я застраховал, принадлежит по документам не мне, а супруге. Но застраховал-то я квартиру на свое имя. А значит, как мне объяснили юристы, в случае какого-то ЧП с квартирой я ничего не получу.
Другие улан-удэнцы останавливаются на страховании своей жизни и здоровья. Но и тут страховка с примерной стоимостью в 2500 рублей может оказаться «липой». По словам водителей, не всегда страховой агент правдиво и подробно разъясняет все условия договора. И позже выясняется, например, что зачастую условия для получения выплат по оформленной страховке – исключительно уникальные. Во-первых, для этого нужно, ни много ни мало, а сразу стать инвалидом или умереть (мелкие травмы и сломанные руки-ноги не в счет). Кроме того, превратиться в труп нужно именно в ДТП, на дороге. Если смертельный несчастный случай вас постигнет любым другим способом, то близкие погибшего застрахованного гражданина опять-таки ничего не получат.
– Это какой-то беспредел! Получается, никому эти липовые страховки никогда не пригодятся. Это просто слишком дорогая бумага, – возмущаются автовладельцы.
Однако если подсчитать, сколько водителей вынуждены оплачивать в среднем по 2000–2500 рублей за «дорогую макулатуру», то суммы выходят баснословные. Почему же никто не сражается за обманутых потребителей, не бьет в набат, не наказывает обманщиков?
Как выясняется, сейчас за рынок страхования отвечает только Национальный банк Бурятии. В ведомстве нам отказались давать комментарии по вышеозвученной проблеме, попросив написать запрос в головной офис Нацбанка. Зато предоставили официальный пресс-релиз о введении так называемого «периода охлаждения».
«Банк России ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. Необходимость введения «периода охлаждения» связана c практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность», – указано в сообщении Нацбанка.
Суть нововведения в том, что если потребитель обратится с требованием вернуть свои деньги за навязанную страховку в срок до 5 дней с момента заключения злополучного договора, то расторгнуть это соглашение можно будет без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в Банк России. Жалобу можно подать в письменном виде, направив ее по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 7 либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru.
А вот что делать тем людям, кто упустил эти пять дней «периода охлаждения», в ведомстве не разъясняют. Видимо, им предстоит тернистая дорога в суды. То есть спасение спасающих – дело рук самих утопающих.
Кто в ответе?
Наш эксперт-экономист Алдар Бадмаев делает неутешительные прогнозы: беспорядок в страховой системе будет продолжаться, потому что «это кому-то выгодно».
– Текущая ситуация говорит о том, что страховой рынок поставлен с ног на голову. Но урегулировать эти проблемы и навести порядок в страховых компаниях можно (если захотеть) за считаные дни. Например, с помощью одного федерального указа президента. Но, к сожалению, этого не происходит, значит, кому-то это выгодно, –- считает эксперт.
Посему абсурдная ситуация, когда все понимают, что нарушают закон, но целенаправленно продолжают это делать, будет продолжаться до той поры, пока в стране не грянет гром – то есть пока водителей не доведут «до ручки» или бунта.
По мнению Алдара Бадмаева, абсурдность начинается с того, что страховым рынком управляет банк, то есть ведомство, мало имеющее отношение к страховому рынку.
– Может быть, это и удобно для чиновников, но с точки зрения урегулирования рынка страховых услуг это абсурд. Национальный банк – это учреждение, роль которого в экономике строго определена. Поэтому было бы правильнее, если страхованием у нас занималось какое-то иное ведомство: комиссия по ценным бумагам или какой-то другой специально уполномоченный орган. Везде в мире происходит именно так. Ведь страховой бизнес – это очень серьезная сфера. Это не просто бизнес, это социальная защита людей, определенная функция общества, которая позволяет решить многие вопросы, которые не регламентированы государством или другими ведомствами. Я считаю, что страховой бизнес в какой-то степени важнее, даже чем банковский бизнес.
Другая сторона абсурда – культура обслуживания и нелегкое положение, в которое сейчас поставили страховых агентов их начальники. С одной стороны, на них давят потребители, в праведном гневе обрушивая на них свое возмущение. С другой – их боссы, которые требуют, чтобы их подчиненные обязательно сдирали три шкуры с людей, навязывая всевозможные дополнительные предложения и оформляя договоры с теми коэффицентами и условиями, которые вообще запрещено применять.
Но наиболее пострадавшая сторона в этом вопросе – это, конечно, народ, которого заставляют своим кошельком покрывать убытки страховщиков и поднимать с колен чужой бизнес.
– Я работал в системе страхования 10 лет и понимаю, почему возникла сегодняшняя ситуация. Это связано с убытками, которые компании потерпели в кризис начиная с 2008 года. Дело в том, что страховые компании основной доход получали не от основной деятельности, то есть не от страхования, как многие думают. А от операций по размещению средств, которые они получили по договорам страхования во всякого рода финансовых активах. На совещаниях я часто был свидетелем того, что со стороны высшего руководства были такие установки: вы только собирайте там деньги, а мы их тут крутим. Вот и «докрутились»: сгорели все финансовые активы, особенно те, что были вложены в фондовые американские ценности, – делится Алдар Бадмаев.
Прошло уже немало лет, но страховые компании по сей день не восстановились. Особенно это касается крупных компаний. Кто-то вообще был вынужден закрыться. Те, кто остались на плаву, выживают с помощью вот такого добровольно-принудительного отъема денег у населения.
А пока государство стыдливо прикрывает глаза, делая вид, что не замечает того, что происходит на рынке страховых услуг, в ответе за все происходящее оказываемся мы с вами.
Тем временем в России год от года растет количество контрафактных полисов. В Бурятии в 2015 году сотрудниками Госавтоинспекции было выявлено более 30 фактов поделки полисов ОСАГО. Видимо, охотиться на законные полисы некоторым водителям уже надоело.
Артем Самсонов, «Номер один».
Пройти все круги ада
Похожая ситуация в республике возникает не впервые. Автовладельцы уже сталкивались с тем, что в офисах даже самых «продвинутых» страховых компаний при оформлении полиса ОСАГО им навязывали приобретение дополнительных услуг по страхованию жизни или имущества. Те, кто отказывался платить за ненужные им договоры, оставались ни с чем. По этому поводу в свое время была целая буря в СМИ и шквал жалоб в органы надзора. Всем пострадавшим тогда заявили с высоких трибун – навязывание допуслуг незаконно, идти на поводу у хитроумных страхователей не нужно.
Однако сегодня ситуация повторяется один в один. Несмотря на то что страховые компании, конечно же, осведомлены о том, что они нарушают закон, работа по «вымогательству» денег у населения вновь идет полным ходом.
Автовладелец Сергей Мышляков за полисом ОСАГО пошел по привычке в «Россгострах». Однако в офисе компании девушки вежливо дали ему понять, что без страхования жизни полис ОСАГО ему не оформят. В ответ на все претензии он услышал, мол, мы тут ни при чем – нам так приказано сверху.
– Тогда я пошел по другим страховым компаниям, но и там то же самое! При этом стоимость страховки жизни стоит от 1500 до 2500 рублей в зависимости от аппетитов той или иной фирмы. Зачем мне нужно отдавать лишние деньги кому-то? – возмущается водитель.
Однако отыскать бескорыстных страховщиков оказалось не так просто. Поиски в Улан-Удэ легальных условий страхования превращаются в настоящую игру-бродилку. Информация о таких редких компаниях передается разве что от водителей, которые уже испытали на себе все круги ада. Благодаря тем, кто «квест» уже прошел, Сергей выяснил, что в Улан-Удэ все-таки есть единицы страховых компаний, которые не навязывают дополнительные услуги.
– Мне сказали, что в «Ангаре» ничего не навязывают, поехал туда – но на двери объявление: «Бланков больше нет», – разводит руками Сергей.
Несколько дней беготни по кабинетам всевозможных фирм закончились для мужчины полным крахом. Где-то требуют оплатить лишние страховки, где-то отвечают, что бланки закончились. А где-то обозначили, что ему нужно вставать в очередь за бланком, причем очередь распределена уже аж на три месяца вперед. В конце концов, рискуя провести пол-отпуска в поисках справедливости, Сергей застраховался, подписавшись на все допусловия, которые ему продиктовали в очередной страховой компании:
– Конечно, мне не нужны были никакие страховки, кроме ОСАГО, но что делать? Пришлось выбрать самую недорогую – страхование имущества.
Страховка или слишком дорогая бумага?
Кстати, в плане оформления навязанных страховок у компаний нет вообще никаких комплексов. Так, улан-удэнцу Олегу Бадмаеву каким-то чудесным образом застраховали квартиру, даже не проверив, есть ли у него право собственности на объект страхования.
– На самом деле я как-то упустил тот момент, что жилье, которое я застраховал, принадлежит по документам не мне, а супруге. Но застраховал-то я квартиру на свое имя. А значит, как мне объяснили юристы, в случае какого-то ЧП с квартирой я ничего не получу.
Другие улан-удэнцы останавливаются на страховании своей жизни и здоровья. Но и тут страховка с примерной стоимостью в 2500 рублей может оказаться «липой». По словам водителей, не всегда страховой агент правдиво и подробно разъясняет все условия договора. И позже выясняется, например, что зачастую условия для получения выплат по оформленной страховке – исключительно уникальные. Во-первых, для этого нужно, ни много ни мало, а сразу стать инвалидом или умереть (мелкие травмы и сломанные руки-ноги не в счет). Кроме того, превратиться в труп нужно именно в ДТП, на дороге. Если смертельный несчастный случай вас постигнет любым другим способом, то близкие погибшего застрахованного гражданина опять-таки ничего не получат.
– Это какой-то беспредел! Получается, никому эти липовые страховки никогда не пригодятся. Это просто слишком дорогая бумага, – возмущаются автовладельцы.
Однако если подсчитать, сколько водителей вынуждены оплачивать в среднем по 2000–2500 рублей за «дорогую макулатуру», то суммы выходят баснословные. Почему же никто не сражается за обманутых потребителей, не бьет в набат, не наказывает обманщиков?
Как выясняется, сейчас за рынок страхования отвечает только Национальный банк Бурятии. В ведомстве нам отказались давать комментарии по вышеозвученной проблеме, попросив написать запрос в головной офис Нацбанка. Зато предоставили официальный пресс-релиз о введении так называемого «периода охлаждения».
«Банк России ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. Необходимость введения «периода охлаждения» связана c практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность», – указано в сообщении Нацбанка.
Суть нововведения в том, что если потребитель обратится с требованием вернуть свои деньги за навязанную страховку в срок до 5 дней с момента заключения злополучного договора, то расторгнуть это соглашение можно будет без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в Банк России. Жалобу можно подать в письменном виде, направив ее по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 7 либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru.
А вот что делать тем людям, кто упустил эти пять дней «периода охлаждения», в ведомстве не разъясняют. Видимо, им предстоит тернистая дорога в суды. То есть спасение спасающих – дело рук самих утопающих.
Кто в ответе?
Наш эксперт-экономист Алдар Бадмаев делает неутешительные прогнозы: беспорядок в страховой системе будет продолжаться, потому что «это кому-то выгодно».
– Текущая ситуация говорит о том, что страховой рынок поставлен с ног на голову. Но урегулировать эти проблемы и навести порядок в страховых компаниях можно (если захотеть) за считаные дни. Например, с помощью одного федерального указа президента. Но, к сожалению, этого не происходит, значит, кому-то это выгодно, –- считает эксперт.
Посему абсурдная ситуация, когда все понимают, что нарушают закон, но целенаправленно продолжают это делать, будет продолжаться до той поры, пока в стране не грянет гром – то есть пока водителей не доведут «до ручки» или бунта.
По мнению Алдара Бадмаева, абсурдность начинается с того, что страховым рынком управляет банк, то есть ведомство, мало имеющее отношение к страховому рынку.
– Может быть, это и удобно для чиновников, но с точки зрения урегулирования рынка страховых услуг это абсурд. Национальный банк – это учреждение, роль которого в экономике строго определена. Поэтому было бы правильнее, если страхованием у нас занималось какое-то иное ведомство: комиссия по ценным бумагам или какой-то другой специально уполномоченный орган. Везде в мире происходит именно так. Ведь страховой бизнес – это очень серьезная сфера. Это не просто бизнес, это социальная защита людей, определенная функция общества, которая позволяет решить многие вопросы, которые не регламентированы государством или другими ведомствами. Я считаю, что страховой бизнес в какой-то степени важнее, даже чем банковский бизнес.
Другая сторона абсурда – культура обслуживания и нелегкое положение, в которое сейчас поставили страховых агентов их начальники. С одной стороны, на них давят потребители, в праведном гневе обрушивая на них свое возмущение. С другой – их боссы, которые требуют, чтобы их подчиненные обязательно сдирали три шкуры с людей, навязывая всевозможные дополнительные предложения и оформляя договоры с теми коэффицентами и условиями, которые вообще запрещено применять.
Но наиболее пострадавшая сторона в этом вопросе – это, конечно, народ, которого заставляют своим кошельком покрывать убытки страховщиков и поднимать с колен чужой бизнес.
– Я работал в системе страхования 10 лет и понимаю, почему возникла сегодняшняя ситуация. Это связано с убытками, которые компании потерпели в кризис начиная с 2008 года. Дело в том, что страховые компании основной доход получали не от основной деятельности, то есть не от страхования, как многие думают. А от операций по размещению средств, которые они получили по договорам страхования во всякого рода финансовых активах. На совещаниях я часто был свидетелем того, что со стороны высшего руководства были такие установки: вы только собирайте там деньги, а мы их тут крутим. Вот и «докрутились»: сгорели все финансовые активы, особенно те, что были вложены в фондовые американские ценности, – делится Алдар Бадмаев.
Прошло уже немало лет, но страховые компании по сей день не восстановились. Особенно это касается крупных компаний. Кто-то вообще был вынужден закрыться. Те, кто остались на плаву, выживают с помощью вот такого добровольно-принудительного отъема денег у населения.
А пока государство стыдливо прикрывает глаза, делая вид, что не замечает того, что происходит на рынке страховых услуг, в ответе за все происходящее оказываемся мы с вами.
Тем временем в России год от года растет количество контрафактных полисов. В Бурятии в 2015 году сотрудниками Госавтоинспекции было выявлено более 30 фактов поделки полисов ОСАГО. Видимо, охотиться на законные полисы некоторым водителям уже надоело.
Артем Самсонов, «Номер один».