Погоня за ОСАГО

В Бурятии оформление страхового полиса превращается в сложный «квест»
A- A+
В очередной раз жители республики столкнулись с тем, что оформить обычную страховку ОСАГО становится архисложным делом. Таблички с надписью «бланков нет», огромные очереди и повсеместное навязывание дополнительных платных услуг – что происходит на рынке страхования в Бурятии? 

Пройти все круги ада

Похожая ситуация в республике возникает не впервые. Автовладельцы уже сталкивались с тем, что в офисах даже самых «продвинутых»  страховых компаний при оформлении полиса ОСАГО им навязывали приобретение дополнительных услуг по страхованию жизни или имущества. Те, кто отказывался платить за ненужные им договоры, оставались ни с чем.  По этому поводу в свое время была целая буря в СМИ и шквал жалоб в органы надзора. Всем пострадавшим тогда заявили с высоких трибун – навязывание допуслуг незаконно, идти на поводу у хитроумных страхователей не нужно. 

Однако сегодня ситуация повторяется один в один. Несмотря на то что страховые компании, конечно же, осведомлены о том, что они нарушают закон, работа по «вымогательству» денег у населения вновь идет полным ходом. 

Автовладелец Сергей Мышляков за полисом ОСАГО пошел по привычке в «Россгострах». Однако в офисе компании девушки вежливо дали ему понять, что без страхования жизни полис ОСАГО ему не оформят. В ответ на все претензии он услышал, мол, мы тут ни при чем – нам так приказано сверху. 

– Тогда я пошел по другим страховым компаниям, но и там то же самое! При этом стоимость страховки жизни стоит от 1500 до 2500 рублей в зависимости от аппетитов той или иной фирмы. Зачем мне нужно отдавать лишние деньги кому-то? – возмущается водитель. 

Однако отыскать бескорыстных страховщиков оказалось не так просто. Поиски в Улан-Удэ легальных условий страхования превращаются в настоящую игру-бродилку. Информация о таких редких компаниях передается разве что от водителей, которые уже испытали на себе все круги ада. Благодаря тем, кто «квест» уже прошел, Сергей выяснил, что в Улан-Удэ все-таки есть единицы страховых компаний, которые не навязывают дополнительные услуги. 

– Мне сказали, что в «Ангаре» ничего не навязывают, поехал туда – но на двери объявление: «Бланков больше нет», – разводит руками Сергей. 

Несколько дней беготни по кабинетам всевозможных фирм закончились для мужчины полным крахом. Где-то требуют оплатить лишние страховки, где-то отвечают, что бланки закончились. А  где-то обозначили, что ему нужно вставать в очередь за бланком, причем очередь распределена уже аж  на три месяца вперед. В конце концов, рискуя провести пол-отпуска в поисках справедливости, Сергей застраховался, подписавшись на все допусловия, которые ему продиктовали в очередной страховой компании: 
– Конечно, мне не нужны были никакие страховки, кроме ОСАГО, но что делать? Пришлось выбрать самую недорогую – страхование имущества. 

Страховка или слишком дорогая бумага?

Кстати, в плане оформления навязанных страховок у компаний нет вообще никаких комплексов. Так, улан-удэнцу Олегу Бадмаеву каким-то чудесным образом застраховали квартиру, даже не проверив, есть ли у него право собственности на объект страхования. 

– На самом деле я как-то упустил тот момент, что жилье, которое я застраховал, принадлежит по документам не мне, а супруге. Но застраховал-то я квартиру на свое имя. А значит, как мне объяснили юристы, в случае какого-то ЧП с квартирой я ничего не получу. 

Другие улан-удэнцы останавливаются на страховании своей жизни и здоровья. Но и тут страховка с примерной стоимостью в 2500 рублей может оказаться «липой». По словам водителей, не всегда страховой агент правдиво и подробно разъясняет все условия договора. И позже выясняется, например, что зачастую условия для получения выплат по оформленной страховке – исключительно уникальные. Во-первых, для этого нужно, ни много ни мало, а сразу стать инвалидом или умереть (мелкие травмы и сломанные руки-ноги не в счет). Кроме того, превратиться в труп нужно именно в ДТП, на дороге. Если смертельный несчастный случай вас постигнет любым другим способом, то близкие погибшего застрахованного гражданина опять-таки ничего не получат. 

– Это какой-то беспредел! Получается, никому эти липовые страховки никогда не пригодятся. Это просто слишком дорогая бумага, – возмущаются автовладельцы. 
Однако если подсчитать, сколько водителей вынуждены оплачивать в среднем по 2000–2500 рублей за «дорогую макулатуру», то суммы выходят баснословные. Почему же никто не сражается за обманутых потребителей, не бьет в набат, не наказывает обманщиков? 

Как выясняется, сейчас за рынок страхования отвечает только  Национальный банк Бурятии. В ведомстве нам отказались давать комментарии по вышеозвученной проблеме, попросив написать запрос в головной офис Нацбанка.  Зато предоставили официальный пресс-релиз о введении так называемого «периода охлаждения». 

«Банк России ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. Необходимость введения «периода охлаждения» связана c практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг.  Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность», – указано в сообщении Нацбанка. 

Суть нововведения в том, что если потребитель обратится с требованием вернуть свои деньги за навязанную страховку в срок до 5 дней с момента заключения злополучного договора, то расторгнуть это соглашение можно будет без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры. 

Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в Банк России. Жалобу можно подать в письменном виде, направив ее по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 7 либо в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru.

А вот что делать тем людям, кто упустил эти пять дней «периода охлаждения», в ведомстве не разъясняют. Видимо, им предстоит тернистая дорога в суды. То есть спасение спасающих – дело рук самих утопающих. 

Кто в ответе?

Наш эксперт-экономист Алдар Бадмаев делает неутешительные прогнозы: беспорядок в страховой системе будет продолжаться, потому что «это кому-то выгодно». 

– Текущая ситуация говорит о том, что страховой рынок поставлен с ног на голову. Но урегулировать эти проблемы и навести порядок в страховых компаниях можно (если захотеть) за считаные дни. Например, с помощью одного федерального указа президента. Но, к сожалению, этого не происходит, значит, кому-то это выгодно, –- считает эксперт. 

Посему абсурдная ситуация, когда все понимают, что нарушают закон, но целенаправленно продолжают это делать, будет продолжаться до той поры, пока в стране не грянет гром – то есть пока водителей не доведут «до ручки» или бунта. 

По мнению Алдара Бадмаева, абсурдность начинается с того, что страховым рынком управляет банк, то есть ведомство, мало имеющее отношение к страховому рынку. 

– Может быть, это и удобно для чиновников, но с точки зрения урегулирования рынка страховых услуг это абсурд. Национальный банк – это учреждение, роль которого в экономике строго определена. Поэтому было бы правильнее, если страхованием у нас занималось какое-то иное ведомство:  комиссия по ценным бумагам или какой-то другой специально уполномоченный орган. Везде в мире происходит именно так. Ведь страховой бизнес – это очень серьезная сфера. Это не просто бизнес, это социальная защита людей, определенная функция общества, которая позволяет решить многие вопросы, которые не регламентированы государством или другими ведомствами. Я считаю, что страховой бизнес в какой-то степени важнее, даже чем банковский бизнес. 

Другая сторона абсурда – культура обслуживания и нелегкое положение, в которое сейчас поставили страховых  агентов их начальники. С одной стороны, на них давят потребители, в праведном гневе обрушивая на них свое возмущение. С другой – их боссы, которые требуют, чтобы их подчиненные обязательно сдирали три шкуры с людей, навязывая всевозможные дополнительные предложения и оформляя договоры с теми коэффицентами и условиями, которые вообще запрещено применять.  
Но наиболее пострадавшая сторона в этом вопросе – это, конечно, народ, которого заставляют своим кошельком покрывать убытки страховщиков и поднимать с колен чужой бизнес. 

– Я работал в системе страхования 10 лет и понимаю, почему возникла сегодняшняя ситуация. Это связано с убытками, которые компании потерпели в кризис начиная с 2008 года. Дело в том, что страховые компании основной доход получали не от основной деятельности, то есть не от страхования, как многие думают. А от операций по размещению средств, которые они получили по договорам страхования во всякого рода финансовых активах. На совещаниях я часто был свидетелем того, что со стороны высшего руководства были такие установки:  вы только собирайте там деньги, а мы их тут крутим. Вот и «докрутились»: сгорели все финансовые активы, особенно те, что были вложены в фондовые американские ценности, – делится Алдар Бадмаев. 

Прошло уже немало лет, но страховые компании по сей день не восстановились. Особенно это касается крупных компаний. Кто-то вообще был вынужден закрыться. Те, кто остались на плаву, выживают с помощью вот такого добровольно-принудительного отъема денег у населения. 

А пока государство стыдливо прикрывает глаза, делая вид, что не замечает того, что происходит на рынке страховых услуг, в ответе за все происходящее оказываемся мы с вами. 

Тем временем в России год от года растет количество контрафактных полисов.  В Бурятии в 2015 году сотрудниками Госавтоинспекции было выявлено более 30 фактов поделки полисов ОСАГО. Видимо, охотиться на законные полисы некоторым водителям уже надоело. 

Артем Самсонов, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.