10.08.2016
Бурятские производители будут сотрудничать с торговыми сетями на новых условиях

Новые правила установлены федеральными властями. По задумке это должно поддержать производителей и умерить аппетиты сетевиков.

Что будет на деле, никто не знает. Отношения производителей продуктов и сетевых объектов торговли всегда были нелегкими. Правительство Бурятии и производители на прошлой неделе собрались за круглый стол, чтобы обсудить положение дел.

За баланс интересов

Изменения заметные. Снижен максимальный размер вознаграждения, которое сети могут получать от поставщика за приобретение ими у этого поставщика определенного количества продовольственных товаров. В эту сумму также включается оказание поставщикам услуг по продвижению товаров, подготовке, обработке, упаковке этих товаров и т.д.

Раньше максимум вознаграждения был 10 процентов от цены приобретенных товаров. Стало 5 процентов.

Кроме того, сокращается максимальный срок отсрочки оплаты сетями продтоваров, полученных от поставщиков (если она предусмотрена). Вводится запрет на «входной билет».

Конкретизированы антимонопольные правила.

Так, установлен запрет на заключение между ними для осуществления торговой деятельности договоров, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на товар. В том числе договоров комиссии, поручения, агентирования.

«Торговые сети обязаны размещать на интернет-сайте информацию об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров и размещать условия такого договора. У каждой торговой сети есть сайт», – сообщил Алексей Оловянников, заместитель министра промышленности и торговли Бурятии.

Напомнил он и о значительном расширении полномочий ФАС, увеличении (с двух месяцев до года) срока давности для привлечения к административной ответственности за нарушение законов о госрегулировании торговой деятельности. Существенно выросли штрафы за нарушение закона «О торговле» – до 5 миллионов рублей.

Алексей Оловянников надеется, что «и производитель, и торговая сеть сделают все, для того чтобы привести свои отношения в соответствие с новым законом».

В крупные торговые организации направлены письма с рекомендациями об исполнении измененных законов РФ. Идет мониторинг цен по 40 наименованиям продуктов на более чем 160 торговых предприятиях РБ. 

Всего торговое обслуживание населения ведут 6409 торговых объектов (в т.ч. 84 торговых центра, 5104 магазина). Одна из новинок 2016 года – в республике дали возможность получить место под нестационарный торговый объект без оформления земельного участка.

Но сети все равно – очень важный канал сбыта. В Бурятии о новинках все знают, но реакция сдержанная.

Сети, люди, штраф на блюде

Сомнений нет: в ближайшие месяцы договоры производителей с сетями будут откорректированы. В Бурятии уже начали работу по изменению договоров. Какими они станут? Некоторые торговые сети уже разослали партнерам новый вариант договоров. Документы насторожили производителей. 

«В договорах прописаны штрафные санкции. Они солидные. Но при получении нового договора, адаптированного под новый закон, мы увидели, что количество штрафных санкций увеличилось практически в два раза. Таким образом, мы считаем, что торговые сети будут пытаться компенсировать понесенные убытки», – сказала Ольга Власова, коммерческий директор ООО «Бурятмяспром».

Она отметила изобретательность и настойчивость сетей.

«Когда смотришь, за что штрафуют, просто удивляешься, не знаю, как правильно сказать, наглости, наверное. За каждый шаг, за каждый мелкий просчет – штраф, штраф, штраф. Это тоже достаточно серьезный вопрос.

Если штрафные санкции практически не применялись на протяжении последних лет, даже если возникали нюансы при поставках, то, думаю, сейчас это будет использовано сетями в полной мере», – заявила она на заседании.

Как прозвучало на круглом столе, с сетями ежегодно проходят переговоры. Они обычно заканчиваются одним и тем же – производители вынуждены выполнять требования торговых сетей практически в полном объеме. 

«А у других более интересные условия. В том числе по привозной продукции», – говорят бурятским производителям, и тем, как правило, некуда деваться. Не у каждого из них хватает духа смотать удочки.

В настоящее время нет проблем произвести товар. Главный вопрос – как его реализовать. 

Если даже убедить сети просто взять товар на свои полки требует больших усилий, то что уж говорить о режиме наибольшего благоприятствования, о горячем стремлении сетевиков продвинуть местную продукцию? А ведь в республике работает около 400 пищевых предприятий, 11 сельхозорганизаций, немало фермерских хозяйств и ИП, которые производят продукты питания.

Власти РБ стараются популяризировать потребление местных продуктов, их качество и экологичность,  поддерживают производителей, проводят конкурсы, ярмарки, дегустации для граждан. Придуманы и проводятся «Праздник молока», «Праздник хлеба», «Фофановский огурец» и др. Хорошо идет акция «Сделано в Бурятии».

Увеличить лояльность покупателя к отечественной бурятской продукции, стимулировать спрос – важное направление. Предприятия тоже работают над модернизацией, расширением ассортимента. 

Главные вопросы – берут ли сети местную продукцию, а если берут, то на каких условиях. К сожалению, условия могут быть вполне себе кабальные, и производитель не соглашается работать с сетью. 

Открыть дорогу местным

Конечно, сети берут на свои полки местную продукцию, для информирования покупателей даже помечают логотипом «Сделано в Бурятии». Но масштаб не тот, каким мог бы быть.

Но покупатель, придя в торговую точку, может и не найти какой-то нужный ему товар. Потому что руководители сети просто не берут его в продажу.

Бурятские производители и прежде не всегда находили понимание с сетями. Павел Мальцев, гендиректор компании «Велес» (безалкогольная продукция), вспомнил, как был вынужден расстаться с двумя крупными сетями Бурятии.

«Сети ставят свои условия, которые мы не можем решать. Торговать ниже себестоимости мы не можем. «Серые» схемы предлагают», – поведал он.

Предприниматель сравнил работу в Улан-Удэ и в Иркутске, Чите. Там в сети легче зайти, чем в родном Улан-Удэ. Более того, он сообщил, что «пришлось сократить рабочих, потому что проще стало площадки по производству продукции делать в других регионах, чем развиваться здесь».

В связи с изменениями закона в среде производителей республики есть предчувствие, что теперь начнут усиленно развиваться «серые» схемы. Особенно ждут непрозрачные схемы ведения бизнеса с участием конкурентов из других регионов.

«Сети, привыкшие за много лет к такому существованию, к такой прекрасной жизни за счет поставщиков, будут что-то предпринимать разными способами. Поставщики, для того чтобы просто не выйти с полки, будут вынуждены пойти на эти условия», – предположили в зале заседания.

Еще поставщики боятся, что их будут принуждать увеличить скидки.

«И прежний закон, казалось бы, тоже очень много налагал обязательств каких-то, а на самом деле мы, сколько работаем, столько схем видели. Просто поражаешься выдумке людей», – сказала Ольга Власова.

Особенно бедствуют фермеры, небольшие хозяйства, что практически отрезаны от возможности продать свою продукцию.

О проблемах между производителями и торговыми сетями знают на самом высоком политическом уровне Бурятии – в правительстве, а также в администрации главы РБ и правительства РБ. 

«Я достаточно хорошо знаю проблемы, которые возникают у производителей. Например, мы так и не смогли договориться с сетями о размещении отдельных полок для местных товаропроизводителей. 

Это связано, думаю, с тем, что торговые сети берут вознаграждение за размещение на тех или иных полках. Или вознаграждение за маркетинговое обслуживание. И каким-то образом выделяют продукцию одного производителя. Или за отдельную плату оформляют отдельную выставочную полку одному производителю», – рассказала собравшимся Ирина Смоляк, заместитель руководителя администрации. 

Так что ситуация с торговыми сетями неоднозначная. 

«Наша продукция востребована, конкурентоспособна, отмечена наградами всероссийских и международных выставок, конкурсов, успешно поставляется в регионы России. Она, конечно, должна быть широко представлена на потребительском рынке республики. 

Законодательные изменения призваны обеспечить конкурентоспособность экономики, устранить излишние барьеры. Надеемся, изменения будут способствовать урегулированию обязательств, формированию доверительных отношений, повышению активности местных производителей в продвижении продукции», – отметил в ходе заседания Петр Брыков, первый заместитель министра сельского хозяйства Бурятии. 

Представитель «Бурятхлебпрома» рассказал, как их компания решает проблему. Им и проще, и сложнее. Сложнее, потому что сети стали выпускать собственные хлебные, кондитерские изделия. Проще – потому что «БХП» сам себе сеть.

«У нас своя сеть. В ней мы продаем практически 70 процентов кондитерских изделий, 30 процентов  хлебобулочных, 50 процентов сухарей, пряников, печенья», – сказал Петр Протасов, генеральный директор.

Он отметил также, что сети просят скидки. «А новый закон для нас вроде бы и положительный, но, думаю, что мы, «Бурятхлебпром», ничего не почувствуем». 

Как выяснилось на круглом столе, для местных производителей работа с сетями по ряду товаров – убыточная. Убытки покрывают за счет других видов.

«Закон, конечно, хороший, мы рады. Не надеялись, что примут. Теперь основная надежда – на мониторинговые группы ФАС. Если они будут работать с высокой периодичностью, контролировать, то, будем надеяться, рано или поздно будет выстроена нормальная работа между поставщиком и торговой сетью. В официальном поле» – вот итоговая надежда участников заседания.

Служба информации «Номер один».

^