Дорога, которой нет

Больше всего ливни сказались на транспортной проблеме 100-х кварталов
A- A+
Ливневые дожди, пролившиеся на минувшей неделе в столице Бурятии, похоже, смыли все иллюзии относительно способности чиновников оперативно решать транспортные проблемы в городе. Ярким тому примером является в очередной раз смытая дождем асфальтированная дорога в сотые кварталы.

В ожидании перемен

Двухполосная дорога в сотые кварталы была построена еще в 80-е годы прошлого века и с тех пор ремонтировалась только в рамках «ямочного» обновления. В те годы проектировщики и не предполагали, что Улан-Удэ будет развиваться в юго-западном направлении. И что спустя десятилетия в сотых кварталах, вместе с поселениями вокруг пригородного Вахмистрово, будет проживать без малого 80 тысяч человек! Так же вряд ли учитывалось то, что в силу неразвитости городского транспорта люди будут ехать на работу или возить своих детей в школу исключительно на собственных автомобилях. 

И вот уже к 2011 году автомобилисты при въезде в город стали стабильно долго томиться перед железнодорожным переездом в поселок Горького. Тогда, после массового возмущения автомобилистов, власти пошли на расширение железнодорожного переезда и продление чертырехполосной дороги до остановки «Память». 

В 2012 году, когда расширяли железнодорожный переезд, надо было идти дальше. Ведь тогда по республике ежегодно на дорогах «осваивались» миллиарды, и можно было легко выделить сотню-другую миллионов рублей на доведение дороги до развязки 102-го квартала, что на многие годы решило бы проблему пробок на юго-западе столицы. Однако никакого интереса у чиновников заниматься растущими кварталами не было, поскольку считалось, что на окраине якобы живет деклассированный элемент, которому достаточно перед выборами дать подачку, и он проголосует как надо. А двести миллионов рублей – это было слишком много. Поэтому ежегодно народу вешали лапшу относительно того, что, мол, подождите, готовится проект реконструкции дороги, и вот-вот наступит счастье.

Связь с сотыми кварталами парализована

Между тем ежегодно «Бест-плюс» и другие застройщики сдавали в сотых  кварталах тысячи  квадратных метров, в том числе для переселенцев, заторы на дороге становились все больше, а тяжелые грузовые фуры, которые пустили по этой многострадальной дороге, продавили ее ниже первоначальных отметок. 

Дорога усиленно начала заливаться талой водой и дождями. Кроме того, коммерческие сети три года назад построили вокруг дороги несколько супермаркетов и шоу-румов. Асфальтом были покрыты огромные площади. Но никто не позаботился об отводе ливневых вод, которые ранее уходили в песчаный грунт. И первый же крупный ливень в 2014 году, собрав с асфальта, словно в огромную воронку, сотни тонн воды, мощным потоком смыл с дороги несколько автомобилей в гигантскую яму на обочине. На два дня фактически парализовав сообщение с сотыми кварталами.

Маневры с  канализацией

Однако в 2014 году «мудрые» чиновники, вместо того чтобы поднять дорогу и построить четырехполосную магистраль, решили  сосредоточиться на строительстве канализационной «ливневки». Ее построили на деньги коммерсантов, впопыхах, с грубейшими нарушениями технологий, и уже в следующем году она ожидаемо пришла в негодность. Затем был «освоен» еще один денежный транш, после чего отрапортовали, что «ливневка» построена на этот раз правильно. Но  10 августа 2016 года в очередной раз с размаху мы сели в грязную лужу. Отводящая стоки вода не справилась с ливнем, забилась илом, и на перекрестке в 102-м квартале образовалась огромная лужа, которая оказалась в несколько раз больше всех предыдущих. 

Мало того, недавний ливень смыл два десятка метров дорожного полотна и в районе отворота на 113-й квартал! ГИБДД, после того как в образовавшийся овраг свалилась машина, оперативно закрыла дорогу.  И бульдозеры пробили объезд по полю, по которому пришлось ездить машинам.

Ремонта не ждите

То есть фактически как таковой дороги на юго-запад города сегодня уже нет. Есть остающиеся отрезки асфальта, есть ямы и бугры. Один из чиновников даже глупо пошутил на людях, мол, жителям «сотых» следует пересаживаться на внедорожники. Вот только где населению взять деньги, чтобы заменить «короллы» на «крузаки»? Кстати, если так будет продолжаться, то даже джипы людям не помогут – понадобятся подводные лодки. Или танки, которые, как известно, грязи не боятся.

– Честно говоря, я не знаю, что делать с этой дорогой, средств на нее нет, городской бюджет трещит по швам, и в ближайший год  никакого ремонта там не будет, – поделился своими опасениями окружной депутат Улан-Удэнского городского Совета депутатов Юрий Баданов. 

По его словам, попытки найти понимание у федерального центра ни к чему не привели, 300-миллионный проект реконструкции дороги в сотые кварталы, с которым чиновники ездили в Москву,  там завернули. Мол, Москва денег не дает – кризис.

Между тем деньги на дорожный ремонт в городе имеются, причем колоссальные. Ведь только в этом году на уличную сеть Улан-Удэ будет направлено 419,9 миллиона рублей, в том числе из республиканского бюджета – 373,4 миллиона рублей!

Деньги есть, но на другое

Однако львиная доля  средств по асфальтированию в Улан-Удэ почему-то  направлена... на ремонт внутридворовых участков и проездов. Что за смещение ориентиров? Чиновники не знают, что есть аварийная дорога, на которой тонут машины? Понятно, дворы надо ремонтировать, однако есть куда более важные точки приложения бюджетных средств. Почему же, при  наличии ежегодных многомиллионных ассигнований, юго-запад города остается без дороги? Город в этом вопросе ссылается на решение минтранса, а министерство – на мнение большинства горожан. 

– Разработанный проект по реконструкции дороги в сотые кварталы есть. Его должны были реализовать уже в 2016 году. Но в октябре 2015 года минтрансом Бурятии было принято решение направить деньги на ремонт внутридворовых территорий. На эти деньги в городе отремонтируют 201 территорию. Сейчас проект по ремонту дороги в сотые кварталы параллельно включили в ФЦП «Жилье», которую курирует Минстрой России, – сообщили нам в управлении по информационной политике администрации города Улан-Удэ.

В свою очередь, в министерстве транспорта объясняют свое решение о перераспределении денег так:

– Основную часть сети (дорожной. – прим. ред.) уже отремонтировали, проблема осталась во дворах. Поэтому было принято решение, и население его активно поддержало, ремонтировать дворовые территории. Это почти 200 миллионов рублей, – подчеркнули в министерстве. – Сейчас нужно сформировать планы совместно с населением.

Однако, по мнению некоторых специалистов, дело совсем не в горожанах и не в желании благоустраивать дворы, решая проблемы придомовых территорий.

–  Проблема в том, что коммерческие структуры, которые крутятся сегодня вокруг дорожных потоков в столице Бурятии, не владеют технологиями для производства так называемого щебеночно-мастичного асфальтобетона, который служит в несколько раз дольше обычного асфальта, и теперь только его, согласно технологическим нормам, можно класть на дороги с интенсивным дорожным трафиком, – сообщил информированный источник. – Ведь на нарушение правил приемки при реконструкции автомобильных дорог контролирующие организации закрывать глаза не станут. 

Возможно, по этим причинам некоторые товарищи, чтобы «освоить» многомиллионный бюджетный пирог, ухнули на этот год практически весь дорожный бюджет на дворы. Здесь к качеству асфальта нет жестких требований, его можно запросто раскидать лопатами или ручными катками, что, в общем-то, и делается веселыми дорожниками из братских республик.

Вот такие сегодня удивительные расклады в дорожной отрасли города. Посему старая поговорка об извечной проблеме дураков и дорог по-прежнему остается актуальной.  

Дмитрий Родионов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.