«Революции не будет»
Новый директор Музея истории города – о своем видении развития культурного учреждения
Комитет по культуре администрации города Улан-Удэ назначил новым директором Городского музея Чингиса Аханянова. Он приступил к своим обязанностям 11 июля. «Номер один» встретился с Чингисом Александровичем и узнал, в каком направлении будет развиваться любимое горожанами культурное место.
Модное место
Музей истории города сегодня известен как популярное и даже, можно сказать, модное место на карте Улан-Удэ. Здесь собираются люди разных возрастов и увлечений, которые делятся своим творчеством, смотрят интересные фильмы, общаются с кинорежиссерами, слушают лекции и просто общаются. Однако так было не всегда.
Городской музей – отличный пример того, как маркетинг, чувство прекрасного и настоящая увлеченность своим делом могут превратить обычный музей, который у многих горожан ассоциировался с пылью и скукой, в интересное место, куда хочется прийти.
Здесь впервые в Улан-Удэ стали проводиться мастер-классы и интерактивные занятия-экскурсии для детей, было реализовано множество творческих проектов, образовательных программ. Музей собрал вокруг себя самую интересную молодежь города.
Сделать это удалось нескольким молодым девушкам во главе с Аюной Дашанимаевой. Музей был признан «Лучшим муниципальным музеем», а Аюна Владимировна – «Лидером культуры Бурятии».
Отметим, что Аюна Дашанимаева, как и министр культуры РБ Тимур Цыбиков, пришла в сферу культуры из сферы экономики. Новый директор Чингис Аханянов в этом плане отличается тем, что он музеевед в чистом виде.
«Я всегда хотел стать музееведом»
Когда наш герой был ребенком, отец, который тогда был директором Этнографического музея, часто брал его с собой на работу. Чингис целыми днями гулял среди культурных экспонатов и мечтал пойти по стопам отца.
«Я с детства хотел рассказывать людям о Бурятии, чтобы они, послушав, решили, что это замечательный, интересный край, – вспоминает Чингис Аханянов. – Любил делать инсталляции, диорамы. Меня с детства привлекала история города, республики».
Поэтому, когда Чингис Аханянов узнал о том, что в Академии культуры существует такая специальность, как музеевед-историк, он пошел учиться именно туда. «Все ровесники хотели быть бухгалтерами, экономистами, юристами. А всегда я хотел стать музееведом», – улыбается Чингис Александрович.
Как он повлияет на развитие музея – покажет время, но Чингис Александрович сразу предупреждает: «Революций не будет». «Мы постараемся сохранить то лучшее, что было здесь создано, – говорит Чингис Александрович. – Сейчас у музея есть определенный имидж, облако тегов, ассоциации, которые он вызывает. И этот имидж положительный. Музей открыт всему новому, он идет на опережение, он внедряет то, о чем горожане узнают только на следующий день. В то же время, я считаю, в музейном деле важен здоровый консерватизм. «Музей» – от слова «муза». У Пушкина есть хорошая фраза: «Служенье муз не терпит суеты». Не стоит реагировать на все происходящее в мире и стараться везде успеть».
Основные направления своей деятельности нового директора городского музея отражены в еще советской формулировке «Сохраняй и популяризируй». «Наша основная задача – сохранить культурное, историческое наследие и рассказывать о нем людям, то есть популяризировать», – говорит Чингис Аханянов.
Борьба против кабаков
В музее всегда существует несколько проблем – это финансирование и борьба за посетителя. С развитием массмедиа у музеев появилось много конкурентов – кинотеатры, торгово-развлекательные центры, кафе и рестораны и т.д.
«Еще сто лет назад, выбирая между кабаком и музеем, 80% людей шли в кабак, – говорит Чингис Аханянов. – Сейчас конкурентов стало больше. Но мы будем бороться за посетителя».
Так как темп жизни ускоряется, функция популяризации у музея также претерпевает изменения. И экскурсии, в которых экскурсовод или гид говорит: «Посмотрите налево, посмотрите направо», уходят в прошлое. Сегодня школьник может попасть «внутрь» исторических событий, стать не просто их наблюдателем, но и участником.
«Одно из основных направлений мы видим в закреплении статуса музея как резиденции цесаревича Николая, – говорит Чингис Аханянов. – Он останавливался именно в этом доме. Сам дом является примером классического сибирского архитектурного деревянного зодчества – если вы пройдете по улице Ленина, то второго такого деревянного дома не увидите. Это тоже привлекательный фактор, точка роста, на которую мы хотели бы опираться».
Также новый директор планирует сотрудничество с региональными музеями, экспозиции которых были бы интересны горожанам. Проблему финансирования музей планирует решать за счет участия в грантовых программах и работы со спонсорами.
Результат работы нового директора музея можно будет увидеть уже 3 сентября. В честь праздника День города в музее ожидается интересная программа, которая включает в себя открытие выставки картин Сергея Емельянова под названием «Многоточие», международной уличной фотовыставки-акции «Сушка», лекции и музыкальную уличную программу.
Соня Матвеева, «Номер один».
Модное место
Музей истории города сегодня известен как популярное и даже, можно сказать, модное место на карте Улан-Удэ. Здесь собираются люди разных возрастов и увлечений, которые делятся своим творчеством, смотрят интересные фильмы, общаются с кинорежиссерами, слушают лекции и просто общаются. Однако так было не всегда.
Городской музей – отличный пример того, как маркетинг, чувство прекрасного и настоящая увлеченность своим делом могут превратить обычный музей, который у многих горожан ассоциировался с пылью и скукой, в интересное место, куда хочется прийти.
Здесь впервые в Улан-Удэ стали проводиться мастер-классы и интерактивные занятия-экскурсии для детей, было реализовано множество творческих проектов, образовательных программ. Музей собрал вокруг себя самую интересную молодежь города.
Сделать это удалось нескольким молодым девушкам во главе с Аюной Дашанимаевой. Музей был признан «Лучшим муниципальным музеем», а Аюна Владимировна – «Лидером культуры Бурятии».
Отметим, что Аюна Дашанимаева, как и министр культуры РБ Тимур Цыбиков, пришла в сферу культуры из сферы экономики. Новый директор Чингис Аханянов в этом плане отличается тем, что он музеевед в чистом виде.
«Я всегда хотел стать музееведом»
Когда наш герой был ребенком, отец, который тогда был директором Этнографического музея, часто брал его с собой на работу. Чингис целыми днями гулял среди культурных экспонатов и мечтал пойти по стопам отца.
«Я с детства хотел рассказывать людям о Бурятии, чтобы они, послушав, решили, что это замечательный, интересный край, – вспоминает Чингис Аханянов. – Любил делать инсталляции, диорамы. Меня с детства привлекала история города, республики».
Поэтому, когда Чингис Аханянов узнал о том, что в Академии культуры существует такая специальность, как музеевед-историк, он пошел учиться именно туда. «Все ровесники хотели быть бухгалтерами, экономистами, юристами. А всегда я хотел стать музееведом», – улыбается Чингис Александрович.
Как он повлияет на развитие музея – покажет время, но Чингис Александрович сразу предупреждает: «Революций не будет». «Мы постараемся сохранить то лучшее, что было здесь создано, – говорит Чингис Александрович. – Сейчас у музея есть определенный имидж, облако тегов, ассоциации, которые он вызывает. И этот имидж положительный. Музей открыт всему новому, он идет на опережение, он внедряет то, о чем горожане узнают только на следующий день. В то же время, я считаю, в музейном деле важен здоровый консерватизм. «Музей» – от слова «муза». У Пушкина есть хорошая фраза: «Служенье муз не терпит суеты». Не стоит реагировать на все происходящее в мире и стараться везде успеть».
Основные направления своей деятельности нового директора городского музея отражены в еще советской формулировке «Сохраняй и популяризируй». «Наша основная задача – сохранить культурное, историческое наследие и рассказывать о нем людям, то есть популяризировать», – говорит Чингис Аханянов.
Борьба против кабаков
В музее всегда существует несколько проблем – это финансирование и борьба за посетителя. С развитием массмедиа у музеев появилось много конкурентов – кинотеатры, торгово-развлекательные центры, кафе и рестораны и т.д.
«Еще сто лет назад, выбирая между кабаком и музеем, 80% людей шли в кабак, – говорит Чингис Аханянов. – Сейчас конкурентов стало больше. Но мы будем бороться за посетителя».
Так как темп жизни ускоряется, функция популяризации у музея также претерпевает изменения. И экскурсии, в которых экскурсовод или гид говорит: «Посмотрите налево, посмотрите направо», уходят в прошлое. Сегодня школьник может попасть «внутрь» исторических событий, стать не просто их наблюдателем, но и участником.
«Одно из основных направлений мы видим в закреплении статуса музея как резиденции цесаревича Николая, – говорит Чингис Аханянов. – Он останавливался именно в этом доме. Сам дом является примером классического сибирского архитектурного деревянного зодчества – если вы пройдете по улице Ленина, то второго такого деревянного дома не увидите. Это тоже привлекательный фактор, точка роста, на которую мы хотели бы опираться».
Также новый директор планирует сотрудничество с региональными музеями, экспозиции которых были бы интересны горожанам. Проблему финансирования музей планирует решать за счет участия в грантовых программах и работы со спонсорами.
Результат работы нового директора музея можно будет увидеть уже 3 сентября. В честь праздника День города в музее ожидается интересная программа, которая включает в себя открытие выставки картин Сергея Емельянова под названием «Многоточие», международной уличной фотовыставки-акции «Сушка», лекции и музыкальную уличную программу.
Соня Матвеева, «Номер один».