17.08.2016
Трасса Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян больше не является «дорогой смерти»

Республике удалось на этом участке резко снизить аварийность и количество погибших или раненых.

Электроника потеснила смерть

«Я должен сказать, что, по статистике текущего года, это уже не «дорога смерти». За семь месяцев текущего года по данной автодороге произошло снижение показателей по погибшим на 90 процентов. В прошлом году за семь месяцев здесь погибло 10 человек. На сегодня 1 человек. ДТП из-за дорожных условий нет», – говорит министр по развитию транспорта Сергей Козлов.

На этой трассе республика одной из первых в стране применила масштабные меры по ограничению средней скорости водителей: установлены системы СКАТ-РИФ. 

Специфика дороги в том, что как таковых мест концентрации ДТП здесь не было. Аварии происходили на самых разных отрезках трассы.  Теперь лихачей стало меньше в разы, автомобилисты стараются ехать равномерно, не превышая скорости в 90–100 километров в час. 

По числу ДТП отметилось падение на 30 процентов, по раненым – на 52. Положительный опыт, который позволил переломить трагическую ситуацию на указанной дороге, будет перенесен и на другие опасные участки. 

«Мы на сегодняшний день ведем реконструкцию автомобильной дороги Шергино – Оймур – Заречье. Первый комплекс мы уже установили на отдельном участке. Планируем по завершении автомобильной дороги также вводить системы СКАТ-РИФ. Это позволит снизить количество ДТП», – говорит министр. 

В целом, начиная с 2013 года регион стабильно показывает снижение дорожной смертности. Ежегодно сокращается количество ДТП. Последние два года регион целенаправленно работает над улучшением автодорожных показателей. 

Были обследованы все автодороги в республике, определены места концентрации ДТП.  

Перевал получит метеопосты

Еще один непростой участок дороги – перевал Тещин язык. Рассматривается вариант установить там камеру. Кроме того, в перспективе там планируется обустроить метеопосты. 
 
В министерстве признают, что безопасность перевала напрямую зависит от метеоусловий. Чтобы не допустить ДТП, этот участок нужно успевать вовремя закрывать для движения и открывать, когда опасность уже миновала. Особенно сложная ситуация на перевале зимой.  

«Места дислокации по метеостанциям определили, будем двигаться в этом направлении», – говорит Сергей Козлов. 

Трасса идет на Максимиху

На дороге Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян уже введено три километра реконструированного полотна. Дальнейшая работа планируется с 215-го до 230-го километра. Это участок до Максимихи.

Стоимость работ составит 1,3 миллиарда рублей. Как сообщил Сергей Козлов, в этом году республика намерена законтрактоваться по этому участку, после чего начнется работа. 

В дальнейших планах намечен еще один участок, после реконструкции которого Усть-Баргузин будет связан с Максимихой. 

Также сейчас идут работы в Кижингинском, Заиграевском, Еравнинском районах. Дороги приводятся в нормативное состояние. Недавно началась подготовка к работам на дороге в Закаменский и Джидинский районы. В будущем году планируется приступить к первым 30 километрам по технологии холодного ресайклинга. 

Мосты в центре внимания

Большое внимание уделяется мостам. Тут средние затраты на один метр железобетонного моста составляют около полутора миллионов рублей. 

«У нас есть аварийные мосты. Практически 25 процентов – в аварийном состоянии. Мы целенаправленно финансируем приоритетные проекты, которые в первую очередь нужны населению. Не везде есть проезды. Примером может служить автодорога от Нового Уояна, которую мы приняли, до Таксимо. Мы там начали проекты по крупным основным объектам, там, где движение в паводковой ситуации или просто в дожди прерывается. Люди вынуждены ночевать на берегу. Есть объекты стоимостью 150 миллионов рублей, есть и меньше. Продолжим строительство, и будем вводить», – уверен «дорожный» министр.

Ненормативных дорог в Бурятии становится меньше. В 2008 году две трети всех дорог были в плохом состоянии. В 2015 году их доля снизилась до половины от общей протяженности.

«В Сибири мы занимаем четвертое место – выше среднего. Не такие уж у нас плохие дороги по республике на сегодняшний день. И в России – 36-е место из 84 регионов», – говорит министр. 

В прошлом году общий объем финансирования по всем дорогам составил 5,6 миллиарда рублей. В нынешнем – 6,9 миллиарда, что на 23 процента больше. Раньше республика участвовала в четырех федеральных программах. Сейчас – в шести.

«Будем и дальше сокращать ненормативность дорог», – уверяет Сергей Козлов.

Ответ наглым грузовикам

Между тем грузовикам, которые идут с перегрузом и разрушают полотно дороги, объявлена беспощадная война.

По словам Сергея Козлова, «цифры очень печальные, когда одна автомашина, идущая с перегрузом по дорогам, федеральным или местным, наносит ущерб как 50 тысяч легковых автомобилей». 

«Например, дорога, которую мы реконструируем, – Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан. Лесозаготовители нарушают положенную нагрузку на ось. Мы в свое время закупили передвижные весы и работаем. На сегодняшний день на 33 миллиона рублей был возмещен ущерб. За счет этих средств увеличено финансирование содержания дорог. Не понимают, что нельзя разрушать дорогу, которой пользуется все наше население», – грустно отмечает министр. 

Бурятия прорабатывает вопрос о круглосуточной работе по противодействию бизнесменам-нарушителям. 

В скором времени начнется проектирование, а со следующего года – и установка рамок автоматического контроля. Будет фиксироваться перевес и несоблюдение габаритов.

Сегодня же круглосуточно работать не получается. В первую очередь из-за того, что право остановить машину имеет лишь сотрудник ГИБДД.

«Тратить такие финансы на автомобильную дорогу на Байкал, и потом ее уничтожить за несколько лет – это будет безответственно», – подчеркивает руководитель министерства.

Бурятия переходит на евроасфальт

В проектной документации по строительству дорог в республике вместо привычного асфальтобетона стали предусматривать использование щебеночно-мастичного асфальтобетона. 

«Европейские страны давно применяют данную технологию. И в России она уже достаточно развита. У этого полотна гарантийные сроки гораздо больше. В европейских странах такие дороги до 25 лет не подвергаются ремонтам», – радуется новинке глава бурятского министерства. 

Так, дорога Гусиное озеро – Тамчинский дацан построена по новой технологии. Прошел год – нет ни одной трещины. Дорожное полотно, можно сказать, «самозалечивается». 

Трещины, которые образуются при движении машин, «затягиваются», «укатываются».

Сквозь деревню – с комфортом

Тем временем села Бурятии проходят комплексное обустройство. Начали его еще с 2012 года. На сегодня обустроены 10 населенных пунктов, в которых есть федеральные дороги. На дорогах республиканского уровня таких пунктов насчитывается уже 24. 

«В целом если говорить, нам нужно обустроить 130 населенных пунктов, через которые идут региональные дороги. В этом году мы планируем еще порядка пяти населенных пунктов завершить», – отмечает динамику министр. 

Ремонтируются тротуары, остановки, светофоры и сами дороги, в том числе строятся искусственные сооружения. Таким образом, в Бурятии понемногу наводится порядок в дорожной сфере. Впрочем, сделать предстоит еще очень многое.

Петр Санжиев, «Номер один»
^