Призрачный полигон

Промышленный мусор в Бурятии складируется где попало
A- A+
«Самый настоящий нонсенс» – такими словами руководители крупных предприятий Бурятии описывают отсутствие в республике полигона для промышленных отходов. При этом не до конца понятно, куда складируется производственный мусор сегодня.

Мусор – где придется

В Бурятии сегодня не так много промышленных предприятий, которые страдают большими объемами производственного мусора. Однако объемы его немаленькие. И эту тему недавно начали поднимать руководители крупных заводов республики.

– В республике не создан полигон промышленных отходов. Мы сами с этой проблемой боремся, пытаемся найти выход из этой ситуации. Сейчас ведем диалог со всеми ответственными за решение этого вопроса. Потому что для крупного работающего предприятия это очень серьезная тема, – заявил недавно Алексей Фризен, директор ЛВРЗ.

Действительно, полигона для промышленников в республике нет. И в ближайшие годы он вряд ли появится. Тем не менее Бурятии он необходим, даже несмотря на не слишком развитую промышленность. Ведь мы находимся у берегов Байкала. К тому же, отдавать отходы на переработку для предприятий не очень-то выгодно. А ближайший полигон – в Новосибирске. Поэтому некоторые заводы складируют мусор где придется.

– У нас есть места, где мы пока складируем. Но мы хотели бы в этой проблеме найти поддержку, чтобы был для промышленников официально сделан полигон. Чтобы он был недалеко, чтобы он отвечал всем требованиям, – заявил Алексей Фризен.

Нет земли – нет полигона

Между тем правительство сегодня прорабатывает вопрос о строительстве такого полигона. Однако никаких результатов этой проработки пока нет. Есть только обсуждения и попытки найти место для будущего сооружения.

– Здесь проблема с земельным участком, – рассказала нам Инга Актинова, главный специалист-эксперт отдела управления охраны окружающей среды. – На территории города полигона быть не может. Учитывая, что основные отходы образуются на территории города, нужно смотреть ближайшие районы – Иволгинский, Заиграевский, Тарбагатайский. Учитывая разные факторы, мы прорабатываем, но участок под полигон, который подходит по санитарным и экологическим требованиям, мы пока не нашли.

Более того, в министерстве сомневаются, нужен ли такой полигон вообще. Ведь, помимо затрат на его строительство и земельных проблем, существует и экологическая угроза.

– Экологических ограничений нет, это возможно. Но под вопросом целесообразность, – говорит Инга Актинова. – Нужен ли нам полигон промышленных отходов на территории Бурятии, учитывая, что мы на байкальской природной территории находимся, и все стоки идут в Байкал. То есть рано или поздно все равно возникнет угроза накопления этого ущерба.

Настоящий нонсенс

Впрочем, промышленники уверены в обратном: полигон нужен, ведь в его отсутствие мусор складируется куда попало. А потом встают вопросы вроде ликвидации фенольного озера, образовавшегося из-за отходов ЛВРЗ. Признают это даже те, кто не испытывает проблем с промышленным мусором.

– У нас очень нематериалоемкое производство. А те отходы, которые у нас есть, – химические, у нас отдельные договоры заключены по сбору. Это пластмасса, химикаты и так далее. К нам просто приезжают, забирают в контейнерах. Но это нехарактерно для всех промышленных предприятий Бурятии. Я знаю, что для «Стальмоста», авиационного завода и ЛВРЗ это актуально, – поделился с нами Сергей Соляник, директор «Улан-Удэнского приборостроительного производственного объединения». – Бурятии, конечно, нужен такой полигон. Мы себя позиционируем как водосбор Байкала, и не иметь такого полигона – это нонсенс самый настоящий.

Сегодня свои полигоны есть лишь у некоторых добывающих предприятий. Однако воспользоваться ими другие промышленники не могут.

Печальная перспектива

Между тем в Бурятии за год образуются десятки тысяч тонн промышленных отходов разных классов опасности.

– Основной объем промышленных отходов – это четвертый и пятый класс опасности, опасные и неопасные. Полигон промышленных отходов нужен для третьего и второго классов. Но промышленники, как правило, стараются такие отходы отдать на обезвреживание, – говорит Инга Актинова.

На обезвреживание обычно уходят отходы второго класса опасности: это аккумуляторная серная кислота, отходы производства щелочей, аккумуляторы свинцовые отработанные и так далее. Большую угрозу представляют отходы, содержащие ртуть, – они отнесены к первому классу.

К третьему классу относятся отходы производства цемента, отходы минеральных масел, смеси нефтепродуктов, отходы моторных масел и так далее. Куда их складируют – непонятно.

Сегодня полигон для промышленных отходов существует только в воображении промышленников и чиновников Бурятии. Судя по всему, его нет даже на бумаге. А ведь, для того чтобы выбрать участок, разработать проектную документацию, выбить деньги у федералов и, наконец, построить, необходимы годы работы, а то и десятилетия.

То есть в ближайшей перспективе такой объект в республике не появится. А его отсутствие подталкивает Бурятию еще на шаг ближе к экологической катастрофе.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.