Мощная сила негативных новостей

Почему люди сразу верят плохим слухам и распространяют сплетни?
A- A+
Каждый из нас хотя бы раз в жизни становился мишенью сплетен или слухов. Порой мы и сами говорим о других людях, не особо задумываясь, правда это или выдумка. Причем не только верим непроверенной информации, но и охотно интересуемся любыми негативными новостями, будь то убийства, аварии или стихийные бедствия. Почему? 

«Плохие новости вызывают больший интерес, чем позитивные, потому что они жизненно важны для человека, они мобилизуют и предупреждают его о возможной опасности», – констатирует психолог Игорь Бадиев.

В негативе больше эмоций

– Игорь Валерьевич, расскажите, почему слухи, сплетни и разного рода негативные новости распространяются очень быстро? 

– Слухи и сплетни – это средства массовой коммуникации. Для начала давайте разберемся, что такое слухи. Это некая обобщенная информация о значимых для людей событиях. Слухи, как правило, возникают в ситуации информационного дефицита, когда нет достоверной информации о важных явлениях, которые имеют жизненную необходимость. 

Например, на Шишковке появился маньяк. Кто он, что делает – информация расплывчатая. Известно только одно – он убивает. Наличие в определенном регионе убийцы – это жизненно важная информация, однако достоверной информации у людей нет, поэтому слухи об этом событии начинают быстро набирать обороты. И если слух возник, его практически невозможно остановить. Даже если мы начинаем давать объективную информацию по этой ситуации, люди все равно будут больше верить слухам. 

– Почему?

– Потому что объективная информация, как правило, очень сухая, без эмоций, а какой-нибудь «слух» имеет очень насыщенную эмоциональную окраску. А то, что вызывает у нас эмоциональный отклик, мы воспринимаем лучше. Поэтому слухи лучше предотвращать, чем пытаться их остановить. Объективная информация, подаваемая изначально, является лучшей профилактикой для распространения слухов. 

Помните, весной появились слухи о том, что «БайкалБанк» закрывается? Естественно, информация о ликвидации банка, где обслуживается большая часть населения республики, – это жизненно важная информация. Поэтому отсутствие официальной объективной информации о ситуации с банком породило волну слухов. И когда дали официальный комментарий, к нему уже никто и не стал прислушиваться. Потому что люди уже получили информацию, которая была им нужна. 

Это как с голодным человеком – если есть нечего, он будет есть любую еду. И если после этого мы дадим ему нормальную пищу, то он ее есть не станет – он сыт, его потребность уже удовлетворена. Так же и со слухами – они всегда направлены на удовлетворение информационно-познавательной потребности. Когда появляется слух, человек, испытывающий информационный голод, жадно накидывается на него, удовлетворяет свою потребность, и когда появляется официальная, проверенная информация, она становится для него неактуальной. Потребность уже отошла – человек «наелся». Так уж устроен человек – возникающая потребность требует удовлетворения. 

Мобилизация всех сил

– А почему у человека есть потребность в негативной информации? Ведь нельзя сказать, что для нас это жизненно важно?  

– Вообще деление информации на негативную и позитивную достаточно условно. Вопрос заключается в том, каким образом информация о тех или иных событиях удовлетворяет или не удовлетворяет определенные потребности человека. Слухи всегда основаны на событиях и явлениях, которые жизненно важны для человека. Поэтому если, скажем, вы не знаете, будете ли вы завтра кушать или не будете, то для вас более актуальна будет информация о том, что еда завтра кончится. Естественно, это вызывает негативные эмоции. 

Однако именно эта информация вызывает у вас больший интерес. Почему? Тут чисто утилитарный аспект, как говорится, «надейся на лучшее и готовься к худшему». Какую функцию несут позитивные новости? Они тебя ни к чему не готовят. Например, прошел слух, что мне повышают зарплату. Ну и что? А вдруг это неправда, и если я начну тратить больше, я окажусь в дураках. Вот когда реально повысят, я действительно порадуюсь. Однако если прошел слух о том, что мне понизят зарплату, эта информация вызовет у меня больший интерес, потому что она более актуальна, она жизненно важна для меня. 

– Получается, негативные новости мобилизуют?

– Конечно. Они жизненно важны для человека, они предупреждают его о возможной опасности, требуют задуматься, что ему сделать, чтобы он не пострадал. Это с одной стороны, а с другой – негативная информация вызывает больше эмоций. Сила эмоций у нее выше, чем у положительной. Информация о разного рода ЧП, убийствах, пожарах, наводнениях вызывает у людей больший эмоциональный отклик. К слову, порядка 75% получаемой человеком информации – это эмоции, а не слова. Чем больший эмоциональный отклик вызывает информация, тем человек лучше ее воспринимает. 

Поболтать, чтобы снизить тревожность

– Какие еще потребности человека удовлетворяют слухи? 

– С помощью слухов человек удовлетворяет свою потребность в престиже. Распространение слухов позиционирует человека как осведомленного, компетентного, знающего. А это определенный социальный статус. Кроме этого, передавая слухи, человек снижает собственную тревожность. Человек передает негативный слух для того, чтобы другие люди его опровергли. Например, если меня реально беспокоит понижение зарплаты, то я буду ходить и на каждом шагу рассказывать, что мне понижают зарплату. Почему? Мне нужно избавиться от тревожности, и я жду, что другие люди меня успокоят – нет, никто тебе не понизит зарплату. Именно поэтому негативная информация очень быстро распространяется. 

– Почему один человек ведется на слухи, а другой – нет? 

– Есть определенные личностные факторы, которые делают человека восприимчивым к слухам. В первую очередь, это повышенная внушаемость человека, когда он не способен самостоятельно оценить правдоподобность того или иного слуха. Во-вторых, это чрезмерное любопытство. И третье – это недовольство жизнью, фрустрация, усталость и состояние длительного ожидания. Примером последнего могут быть бабушки на лавочке около подъезда. 

Сплетня – зеркало для сплетника

– Что такое сплетни, и почему, несмотря всеобщее осуждение, они продолжают существовать?

– Сплетни, в отличие от слухов, не касаются жизненно необходимой, важной информации. Они всегда конкретны и распространяются не массово, как слухи, а в узком кругу. Например, повышаются тарифы ЖКХ – это слух, а министр построил себе новый коттедж, поэтому повышаются тарифы – это уже сплетня.

Сплетни тоже возникают при недостатке информации. Однако они циркулируют не в обществе, не в массах, а в узком кругу и передаются от человека человеку как интимная, секретная информация. Поэтому, когда один человек передает другому сплетни – это есть  показатель их тесного общения. Сплетни выполняют еще дну важную функцию – с помощью сплетен происходит деление на «мы» (те, кто сплетничает и владеет секретной информацией) и «они» (о ком сплетничают). Образуется этакая группка, владеющая секретом. Почему человек сплетничает? Один из вариантов – он удовлетворяет свою потребность быть причастным к некой группе. Сплетня выступает этаким инструментом для получения социальной роли.  

Через сплетни люди развлекаются. В отличие от слухов, они передаются легко и несерьезно. Сплетня – как анекдот, с той лишь разницей, что касается конкретного человека в системе координат «здесь и сейчас». 

В сплетне в большей степени отображаются личные установки и интересы сплетника, нежели того, о ком он сплетничает. Через сплетни человек проецирует свои собственные установки, интересы, личностные качества. Словно по Фрейду – то, что мы в себе отрицаем, мы видим в других.  

Сплетни обладают еще одной особенностью – с их помощью можно контролировать жизнь других людей. Например, ты с Васькой не общайся, он у бабы Шуры сто рублей занял, до сих пор не вернул.  

– Как уберечься от слухов и сплетен?

– Как не поддаться слухам? Необходимо знать, что, во-первых, на одно и то же событие всегда существуют разные точки зрения, и ни одна из них не является объективной в полной мере. Поэтому наиболее приемлема та точка зрения, которая менее эмоциональна. Информация, которая вызывает меньший эмоциональный отклик, более объективна. 

Во-вторых, всегда нужно самостоятельно оценивать правдоподобность или неправдоподобность тех или иных слухов. Не стоит воспринимать поступившую информацию, которая сильно бьет на эмоции, как истину в последней инстанции. Все требует перепроверки.  

Что касается сплетен и интриг, здесь, во-первых, нужно посоветовать просто не передавать сплетни. Если мне кто-то о ком-то что-то рассказывает, я никому это не передаю. Второе: чтобы не стать жертвой интригана-сплетника, высказывания, которыми мы делимся в разговоре, не должны быть негативными по отношению к другим людям. Не стоит плохо говорить о каком-то человеке другим людям. Таким образом вы не станете сплетником и в будущем сами не станете жертвой сплетников. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.