10.09.2016
Электронные книги и планшеты давно разрешены, но не пользуются популярностью в школах

Каждый год родители сталкиваются с одной из самых дорогих школьных проблем:  учебники. С 2015 года закон разрешает использовать не только бумажные пособия для детей, но и электронные аналоги. 

Школы Бурятии пробуют ввести подобную практику, но, к сожалению, сталкиваются с непреодолимой стеной под названием «наш менталитет».  

Дорогая школа

Старшее поколение еще помнит времена, когда по одному и тому же учебнику можно было учить два-три поколения школьников. Сами учителя признаются, что, например, сильнее программы Баранникова по русскому языку еще никто ничего не придумал.

С этим, по всей видимости, категорически не согласно Министерство образования России. Каждый год на прилавки вываливаются тысячи новых учебников с десятком разных программ, что затрудняет возможность пользоваться книгами б/у. 

Сейчас учебниками с 1-го по 6 класс обязаны обеспечивать школы, которые, кстати, и без того не знают, как прикрыть  многочисленные финансовые дыры. Остальные – должны закупать все сами. Согласно опросу, проведенному среди родителей, средняя цена учебников в этом году для учащихся составила 7000 рублей. 

Однако мам и пап беспокоит не только цена пособий, но и их немалая тяжесть. Пять-шесть толстых учебников в рюкзаке – и боль в спине школьнику обеспечена.
 
Именно поэтому некоторые из продвинутых родителей предпочитают отправлять ребенка в школу с электронными книгами, планшетами или ноутбуками. Преимуществ немало. Гаджет легок по весу, покупается один раз на несколько лет, а стоимость электронных учебников в два, а порой и в три  раза ниже бумажных.

Как выяснилось, не запрещают этого и учителя. Наоборот, многие даже рады прогрессу и с удовольствием сами переходят на электронные варианты.

– Я считаю, это вполне выгодно, – рассказала заместитель директора по учебной работе средней общеобразовательной школы №64 Надежда Челмодеева. – Ребенок приходит с ноутбуком, с планшетом. Если родители не боятся того, что он потеряется. Если сравнить портфель, в котором пять-шесть учебников лежит, или планшет, то, конечно, для ребенка лучше электронная книга. Вот буквально 31 августа пришла к нам мама и спросила, можно ли приходить с ноутбуком. Конечно! Если родители несут ответственность вместе с ребенком за сохранность этой техники, если считают, что это нужнее, пожалуйста. Я в этом никакой проблемы не вижу.

Сами учителя сетуют, что новые учебники для детей – удовольствие дорогое. Поэтому электронный вариант может стать хорошей альтернативой. 

– Некоторые федеральные СМИ рекомендуют приобретать два пакета учебников, один из которых он бы оставлял дома, а второй был в школе. Но с нашей ценовой категорией это просто нереально. Люди просто не смогут покупать два комплекта учебников, –  считает Надежда Александровна. 

Украденные гаджеты

К сожалению, школа в Бурятии – это отдельные представители общества в целом. Со своим менталитетом и воспитанием. Во многих школах и дети, и учителя, и родители рады были бы перейти на электронный вариант. Однако в некоторых школах уже были случаи воровства таких гаджетов. Ребенок, скажем из малоимущей семьи, видит современный гаджет, и просто берет его себе. В итоге – шум, скандал, нервы родителей, стресс для ученика, лишившегося современной технической новинки. Иногда пропавшую вещь находят, и тогда слезы и позор ждут ребенка-вора, а иногда вещь так и пропадает с концами.  

– Действительно, когда приходят в пятые-шестые классы с электронными учебниками,  возникают вопросы по безопасности. Порой электронные учебники вызывают зависть у других детей, особенно из семей малоимущих. Бывают кражи. Мы не запрещаем, но предупреждаем родителей о том, что такие случаи могут быть. Это все идет на усмотрение родителей, – объяснила председатель комитета по образованию Улан-Удэ Ульяна Афанасьева

Между тем тенденция с присвоением чужого имущества в виде дорогого гаджета может усугубляться. Ведь ни для кого не секрет, что многие школы в республике переполнены. И детей с каждым годом становится все больше. Классы и смены увеличиваются, как и нагрузка на учителя. Уследить за каждым учеником практически невозможно. 

Другая причина не в пользу электронных книг – неумение ребенка пользоваться гаджетом и страсть к компьютерным играм.

– Еще одна проблема – дети просто забывают заряжать планшеты или книги. Приходят, они у них не работают. То есть если родители купили электронный учебник, родители и должны контролировать, насколько ребенок умеет работать с гаджетом. Некоторые увлекаются играми, вместо того чтобы учиться. Поэтому у нас это проблема, а потом уже безопасность.

Сами учителя такую постановку вопроса считают не страшной. Следить за дисциплиной на уроке и учить детей справляться с подобными ситуациями – это тоже их работа.

– Для этого учитель на уроке и существует. Речь ведь идет не только об электронных учебниках, но и они могут просто отвлекаться. Учитель должен следить на уроке за дисциплиной, это его работа, – уверена Надежда Александровна. 

Судя по всему, массовое оснащение школьников полезными гаджетами до Бурятии дойдет не скоро. Виной тому масса причин, главная из которых – наш менталитет. В большинстве переполненных школ ребята не считают зазорным украсть то, что «плохо лежит». Даже если это касается твоего товарища. 

Елена Медведева, «Номер один».
^