21.09.2016
Творческий коллектив театра «Байкал» отпразднует свой юбилей «на улице»

Избитая, но не значит, что забытая проблема вновь бередит сердца артистов и их кумиров. В следующем году театру «Байкал» исполняется ровно 75 лет, а собственного здания у «гастролеров» как не было, так и нет. 

Не заслужили?

Юбилей обещает быть жарким. Артисты готовы порадовать зрителя рядом уникальных программ, современными музыкальными композициями и необычными номерами. В этом театральном сезоне жителей и гостей Бурятии ждет настоящий экшн. 

Усовершенствованная программа «Уужам буряад», спектакли, где артисты предстанут в новом амплуа, и зарубежные саунд-треки в исполнении оркестра бурятских народных инструментов. 

За годы существования театр «Байкал» только подтверждает свою значимость на бурятской сцене. Артисты постоянно совершенствуются, участвуют в международных конкурсах, чем заслуживают еще большее признание. А когда речь идет о том, кому представлять республику на масштабных мероприятиях, все дружно указывают именно на этот коллектив. 

– Недавно я приехал из Владивостока, где мы с Еленой Валентиновной Ширибон защищали наш проект «Ночь ёхора» на региональном этапе по Сибири и Дальнему Востоку. Мы прошли отборочный тур и попали в финал этого регионального конкурса, – рассказывает режиссер театра «Байкал», заслуженный артист Бурятии Аюр Догданов.

Да, им не удалось завоевать первое место, но все и без наград прекрасно понимают, что «Ночь ёхора» – уникальный проект. Его уважают и ценят наши земляки, и это, наверное, главное. Причина, по которой театру «Байкал» все-таки не удалось выиграть соревнования, – серьезная конкуренция. В конкурсе Russian Event Awards-2016 было представлено около 260 проектов из 21 региона Сибири и Дальнего Востока. 

Тем не менее фестиваль «Ночь ёхора» был номинирован на звание «Лучшее туристическое событие в области культуры» и удостоен диплома «За создание и продвижение бренда в регионе». Бурятский проект занял 4-е место в общей строке участников. 

На птичьих правах

Так почему же люди, делающие все для того, чтобы сохранить и прославить обычаи бурятского народа, до сих пор находятся на птичьих правах в родном городе? Все их концерты проходят в чужих театрах. А артисты, полюбившиеся всей стране, ежедневно перевозят театральный реквизит туда и обратно: с места репетиции на место выступлений.

– Мы заезжаем одним днем в театр, нас подгоняют, говорят: «Успевайте скорее». 5–6 часов на репетицию – очень мало, но при всем при этом зритель благодарен нам. Если бы у нас была собственная сцена, тогда бы то, что мы делаем, было бы на несколько порядков качественнее и лучше, – уверяет Жаргал Бадмаев, солист, сценарист, режиссер театра «Байкал».

 В 2005 году ребятам выделили репетиционную базу. Однако проводить грандиозные встречи со зрителем в этом здании не представляется возможным – здесь с трудом хватает места самим артистам. Поэтому все концерты коллектива проходят в других зданиях. 

– Мы постарались создать для «Байкала» более или менее удовлетворительные условия работы. Во-первых, зал коллегии министерства культуры, который в здании филармонии находится, площадью 100 квадратных метров, мы отдали, чтобы там репетировал оркестр бурятских народных инструментов. Во-вторых, была реконструирована репетиционная база, там построен зал для репетиций размером со сцену Русского драмтеатра. Понятно, что там для инструмента не хватает места, и еще 
что-то. Но пока в нем можно работать. Конечно, неудобно «таскаться» туда- сюда, но что сделаешь? – комментирует ситуацию министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. 
Пока у минкульта нет в планах построить или отреставрировать для артистов «Байкала» какое-нибудь помещение. 

– На строительство нового театра надо 1,5 миллиарда как минимум. На строительство Русского театра, допустим, ушло около 1,8 миллиарда. Денег на это в федеральном бюджете в связи с кризисом нет. Сейчас у нас в приоритете по очередности строительства проект Национального музея и реконструкция хореографического колледжа. Вот эти два проекта в приоритете, следующий после них – «Байкал», – говорит Тимур Цыбиков. 

Называть даже примерные сроки Тимур Гомбожапович не рискует. Потому вопрос о том, когда у прославленного театра появится свое здание, так и повис в воздухе. 

Елена Темникова, «Номер один».
^