Удар по «популяции» ВИП-пенсионеров

В Хурале состоялись очередные баталии по поводу доплат к пенсиям высших чиновников
A- A+
На прошедшей недавно сессии Народного Хурала снова сцепились защитники и противники ВИП-пенсионеров. Часть депутатов предложила очередной резонансный законопроект, который сильно ударит по будущим получателем «золотых» доплат.

«В целях профилактики»

Предложенный проект состоял из двух частей. Первая – всего лишь приведение бурятского законодательства в соответствие федеральному. Речь идет о принятых в Госдуме поправках, увеличивающих пенсионный возраст для чиновников, и стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.

Однако депутаты приготовили сюрприз – вторая часть законопроекта оказалась посвящена тому, как изменить правила начисления доплат к пенсиям для топовых чиновников Бурятии. Суть предложений такова: для того чтобы глава Бурятии или спикер Хурала могли получить доплату в 60 процентов от зарплаты, им нужно отработать на должности от пяти до десяти лет. Чтобы получить доплату в 80 процентов – больше десяти лет.

Для членов правительства и депутатов регионального парламента в проекте прописана своя математика: проработав от пяти до десяти лет, они могут рассчитывать на доплату в 55 процентов. Те, кто отработал больше десяти лет, – 75 процентов.

– Многие задают вопрос, почему мы это делаем, зачем так торопимся, – говорил докладчик, инициатор проекта депутат Борис Ботоев. – Делается это для того, чтобы количество ВИП-пенсионеров не увеличивалось, именно в целях профилактики. Иначе получается, что – отработал год членом правительства или в Народном Хурале, или главой республики, и после прекращения полномочий он будет 80 процентов от своей заработной платы получать. Это было бы несправедливо, и в такое трудное время я думаю, такие изменения будут с пониманием восприняты обществом.

Он поделился тем, что в кулуарах к нему подходили коллеги и интересовались, не ущемляет ли этот закон права ныне работающих депутатов и высших чиновников. На что был дан ответ: ныне работающих изменения не коснутся. Закон, в случае его принятия, начнет действовать с 1 января следующего года. И распространится он на тех, кто займет описанные выше посты после этой даты.

– Поступили замечания. С учетом этих замечаний предлагается этот законопроект принять в первом чтении и доработать до ноября, если будет необходимость – и до декабря нынешнего года, – докладывал Борис Ботоев.

Смотреть старикам в глаза 

Однако не все депутаты согласились с таким раскладом. Когда в Хурале обсуждаются пенсии чиновников, он по традиции раскалывается на два лагеря, сторонники которых  сражаются между собой весьма ожесточенно. 

Первым против предложенного закона выступил Владимир Павлов. Он заявил, что есть юридические моменты, которые могут помешать закону заработать. Правда, отчетливо пояснить, какие именно, он так и не смог.

– Депутатам нужна ясность. Для меня ясности нет. Я сегодня не готов голосовать за данный законопроект, скорее всего, я просто не буду голосовать. Тем более, тем старикам, которые к нам приходили, я потом буду спокойно в глаза смотреть, – вещал спикер Хурала.

Ну и, как обычно в таких случаях, слово взял главный защитник ВИП-пенсионеров Бурятии Матвей Гершевич.

– Я считаю, зачем менять закон о пенсиях своих? Не только своих, но и членов правительства, главы республики. Нормальный, апробированный, хороший закон. Поэтому я считаю, что нам надо внести изменения только в той части, в которую Госдума требует внести изменения. А вторую часть вопроса, я считаю, не надо поддерживать, – отстаивал он свою позицию.

Поясняя, почему он против, бывший спикер Хурала говорил, что нужен федеральный закон, который расставит все точки над «ё». А пока его нет – и говорить не о чем. С чем кардинально не согласился Борис Ботоев.

Он пояснил, что такого закона в ближайших планах Думы нет. Есть подобный проект, предложенный коммунистами, сильно ухудшающий положение ВИП-пенсионеров. Но принят он будет вряд ли.

– И те, кто по одному году отработал, все это время будут выстраиваться в очередь за этими пенсиями? Матвей Матвеевич, Вы это предлагаете? Назовите, пожалуйста, хотя бы один федеральный закон, или указ президента, или постановление правительства, которые будут приняты в ближайшее время, я подниму обе руки, и скажу – давайте подождем, – почти перешел на крик Борис Ботоев. – Я вообще как юрист привык предметно разговаривать. Вы тоже юрист. Давайте на юридическом языке разговаривать! А не этими эмоциями.

Про тяжкий труд

Тогда экс-спикер пошел другим путем. Он напирал на то, что в Бурятии уже есть закон, регулирующий доплаты к пенсиям бывших чиновников. И он – прекрасен. Ведь он прошел горнило Верховных судов и Бурятии, и России. И выстоял.

– Тут говорят – экономия. Но разве люди не заслужили своей работой, за труд, чтобы оплачивали, притом достаточно тяжелый труд, – эмоционально вещал Матвей Гершевич.  – Ни Госдума, ни Совет Федерации не требуют изменений. А нам зачем изменять? Что тут плохого в нашем законе? Нормальный закон! 

Спор между двумя депутатами-тяжеловесами вызвал вопросы у остальных членов Хурала. Весьма емко и точно Леонид Турбянов озвучил вопрос, застывший на устах тех, кто наблюдал за этими препирательствами:

– Мужики так умно говорят, скажите честно, в чем собака зарыта?

Не обращая внимания на подтрунивание коллег, Борис Ботоев продолжал:

– Я совершенно согласен с Матвеем Матвеевичем, что за тяжелый труд полагается хорошая пенсия. Поэтому я и предлагаю, чтобы тяжелый труд был, эту градацию увеличить с пяти до десяти лет. Неужели это тяжелый труд, если глава республики год отработал, и будет получать 340 тысяч рублей? Если Матвей Матвеевич считает, что это тяжелый труд, то я, конечно, с ним не соглашусь.

Стоит отметить, что те, кто спорит, отработали в Хурале по десятку лет, и в любом случае получат свои максимальные доплаты. Под сомнение могла бы встать пенсия Цырена Доржиева, работающего на посту спикера меньше пяти лет. Однако он во время разборок соблюдал нейтралитет, время от времени осаждая особо эмоциональных депутатов.

Когда же напряжение в зале зашкалило, спикер обратился к регламентной группе, которая предложила следующее: «Голосуем и идем дальше».

Так и сделали. 34 депутата высказались за то, чтобы принять закон в первом чтении. Это значит, что до конца сего года должна окончательно решиться судьба пенсий будущего главы республики, спикера Хурала, министров и депутатов. 

Владимир Пашинюк, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.