Районы стонут от безденежья
Муниципальные бюджеты зияют большими «дырами»
Республика намерена продать принадлежащее ей имущество, чтобы направить полученные средства на финансовую поддержку районных бюджетов. Предполагается реализовать гостиничный комплекс «Гэсэр» и акции других организаций, находящихся в собственности региона.
Об этом было заявлено на прошлой неделе на очередной сессии Народного Хурала. Проблема кредиторской задолженности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований – одна из основных и актуальных.
В районах продолжат сокращения
Депутаты взволнованы ухудшающимся положением в районах, которые они представляют в парламенте. Бюджетные учреждения на селе оптимизируются не первый год, но, судя по всему, надо оптимизироваться и дальше.
На начало текущего года кредиторская задолженность местных бюджетов равнялась 1,266 миллиарда рублей. Это немного меньше, чем год назад – на 3,5 процента.
Доля задолженности по зарплате на начало года была 132,2 миллиона рублей. По оплате «коммуналки» – 91,2 миллиона рублей.
«По состоянию на 1 июля кредиторская задолженность наших муниципальных образований увеличилась на 506 миллионов рублей, что лишний раз подтверждает непростую ситуацию с исполнением местных бюджетов в текущем году», – доложил Хуралу Игорь Шутенков, министр финансов Бурятии.
Что касается несбалансированности, то здесь тоже сложно…
По официальной информации, местные бюджеты несбалансированы на 778,6 миллиона рублей по социально значимым и первоочередным расходам, с учетом имеющейся кредиторской задолженности на начало года.
Помимо заработной платы и оплаты услуг ЖКХ, непростая картина и в софинансировании целевых программ, куда муниципалитеты должны внести свою долю.
Недостаток средств хотят прикрыть.
Как сообщили депутатам, 236 миллионов рублей можно «закрыть» так: 86,7 миллиона – от дополнительного поступления от налоговых, неналоговых местных бюджетов; 75,5 миллиона – остатки на начало года; 6,2 – нераспределенная часть доходов и 68,2 миллиона даст реструктуризация по бюджетным кредитам.
Из 23 районов сбалансированными считаются пять (Иволгинский, Тарбагатайский, Кабанский, Кяхтинский, город Улан-Удэ), но министр финансов признал, что бюджеты первых двух районов сбалансированы, т.к. имеют недостаточно развитую сеть бюджетных учреждений, инфраструктуру. Нет учреждений – не надо средств на содержание.
«В случае дополнительных доходов республиканского бюджета от приватизации имущества деньги будут направлены на помощь местным бюджетам», – заверил Игорь Шутенков.
«Гэсэр» (полностью в собственности республики) предполагается выставить на продажу по цене 135 миллионов рублей. Но цифры могут измениться – будут проводить независимую оценку.
Также решено предоставить муниципалам бюджетные кредиты в размере 202,9 миллиона рублей (около 187,4 миллиона уже выдано районам). Нынешняя кампания по выдаче бюджетных кредитов началась с июля.
«Органам местного самоуправления предложено провести оптимизацию расходов местных бюджетов, согласно уточненному плану мероприятий, еще на 85,4 миллиона рублей», – сообщили депутатам.
Минобразования и минкультуры Бурятии между тем говорят, что дальше расходы невозможно сокращать, потому что надо выполнять «майские указы» президента России и отвечать установленным требованиям, нормативам.
Районы требуют справедливости
Кого будут сокращать в районах, не совсем понятно. И это вызвало острую реакцию Хурала.
Особое бурление страстей в зале сессии вызвало формально равномерное отношение к районам.
«Получается, что районы, которые провели серьезную оптимизацию расходов, работают над доходами и вышли «по нолям», оказались в проигрыше. В отличие от районов, где это проводилось значительно меньше. Надо очень внимательно подойти к тем, кто сегодня вышел «по нолям». Мы наказываем инициативу многих глав», – возмутился Александр Попов, глава «аграрного» комитета Хурала.
Депутаты один за другим брали слово и негодовали по поводу несправедливости. В кризис она особенно обидна.
Анатолий Кушнарев выступил за родной Тарбагатайский район. Оказалось, за пять лет там оптимизировались на 24 миллиона рублей.
«По данным района, на 1 июля уже минус 3 миллиона», – сказал он о тарбагатайской тенденции. И назвал список сбалансированных районов «черным списком».
Требования к республиканскому правительству сыпались, как из рога изобилия. Народные избранники упирали на нехватку справедливого отношения к районам и на невозможность продолжать сокращения.
– Ко мне обратился глава Кабанского района и сказал, что отказано в финансировании 10 миллионов по МРОТу, – выступил Леонид Селиверстов.
– На сегодняшний день мы не приняли решения ни по одному району, что будем финансировать МРОТ, – отрезал министр финансов.
– А дальше по году как будет разворачиваться эта тема? – не отставал депутат.
– Будем рассматривать это только при наличии дополнительных источников, – ответил Шутенков.
По словам Леонида Селиверстова, ситуация по районам крайне серьезная. «Я бы сказал, даже опасная. Учитывая, что многие районы «съели» весь IV квартал. И зарплата, и другие первоочередные платежи», – мрачно предупредил он.
Районы с большим трудом изыскивают собственные доходы. Например, приватизация имущества.
«Должны были реализовать муниципального имущества на 6,5 миллиона. А никто не покупает. Потому что это рухлядь. Никому не нужная. Это все дело учитывать надо же», – упрекнул экс-глава Кяхтинского района, депутат Хурала Валерий Цыремпилов.
Он рассказал, что в I полугодии была проведена оптимизация на 9,5 миллиона рублей. И оптимизировать больше некого и нечего. «Давайте по Кяхтинскому району отдельно сядем, проанализируем. С выездом на место», – предложил депутат.
Оксана Бухольцева привела пример со школьной ситуацией на севере Бурятии.
– Например, 88 должно работать учителей, 52 работают. Приходит новое постановление – оптимизация. Чем хуже делаешь для работников и учителей, тем лучше выполняем «майские указы». Это может сказать любой директор школы, – заявила она.
Оптимизация идет по Бурятии широким фронтом. Депутат Бухольцева возмутилась также северными детсадами.
– В настоящее время заведующий детсадом – а у нас не 20 человек в садике, а до 200 детей и выше – выполняет работу методиста. Логопеда просто нет. Мы до чего доводим оптимизацией? Наверное, надо учитывать, где некуда оптимизировать, а где что-то можно сделать. Но образование уже трогать нельзя, как и здравоохранение, – подчеркнула депутат.
– Хорошо, спасибо. Мы с министерством образования отработаем отдельные районы, – дал Игорь Шутенков слово, которое министерство вряд ли выполнит.
Ошибки, недоработки устранят
Заявления о неравномерном строительстве социальной инфраструктуры, формальный подход к оптимизации, когда оптимизация одинаково бушует и в районах с большой инфраструктурой, и с маленькой, кризис, возмущение парламента – все эти высказывания вынудили главу Бурятии попросить слово.
Так, он публично признал ошибки прошлого при строительстве объектов.
«Может быть, они были где-то более нужны, но мы тратили деньги на районы, которые меньше нуждались, но у которых лобби было сильнее. Такое было, надо признать. Но сейчас мы это все выровняем», – сказал глава.
Вообще, районы зря лелеют надежды на разговор с правительством «тет-а-тет». Финансово-бюджетных «интимных встреч» не будет, т.к. глава Бурятии прямо заявил, что он поддерживает тех депутатов, кто говорит – нельзя ни в коем случае ехать в конкретные районы, пытаться там принять решение.
Хурал потребовал ясности. Каждый район в начале года должен иметь информацию, сколько денег ему положено. Нужен понятный норматив, на базе которого определяется сумма для каждого района.
«По-разному можно подходить – площадь, население, бюджетная обеспеченность… Но мы должны договориться. Нормативы разработать легко, но, что потом с ними делать, непонятно. Если вы откроете Бюджетный кодекс, то увидите, что прописано – все расходы должны быть определены нормативом, по всем направлениям. Но пока нормативы есть по здравоохранению и, пожалуй, все», – согласился Вячеслав Наговицын.
Обратили внимание депутаты и на вопиющие моменты. Как выяснилось на сессии Хурала, трудности новых экономических условий, как в Бурятии, так и по всей стране в целом, встают во весь рост, но в районах республики не все главы разделяют тяготы с народом. Хотя, какие тяготы могут быть при их зарплатах под 100 тысяч рублей (и более) в месяц.
Это возмутило депутата Виктора Аюшеева.
– Надо анализ по органам управления, по самим райадминистрациям. Почему некоторые главы районов, став главой, подняли на 30–40 процентов заработную плату? Затраты увеличиваются. Мы должны анализ сделать и здесь тоже дополнительно искать резервы, – заметил он министру финансов.
В итоге бюджеты районов будут становиться более предсказуемыми и адекватными.
Петр Санжиев, «Номер один».
Об этом было заявлено на прошлой неделе на очередной сессии Народного Хурала. Проблема кредиторской задолженности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований – одна из основных и актуальных.
В районах продолжат сокращения
Депутаты взволнованы ухудшающимся положением в районах, которые они представляют в парламенте. Бюджетные учреждения на селе оптимизируются не первый год, но, судя по всему, надо оптимизироваться и дальше.
На начало текущего года кредиторская задолженность местных бюджетов равнялась 1,266 миллиарда рублей. Это немного меньше, чем год назад – на 3,5 процента.
Доля задолженности по зарплате на начало года была 132,2 миллиона рублей. По оплате «коммуналки» – 91,2 миллиона рублей.
«По состоянию на 1 июля кредиторская задолженность наших муниципальных образований увеличилась на 506 миллионов рублей, что лишний раз подтверждает непростую ситуацию с исполнением местных бюджетов в текущем году», – доложил Хуралу Игорь Шутенков, министр финансов Бурятии.
Что касается несбалансированности, то здесь тоже сложно…
По официальной информации, местные бюджеты несбалансированы на 778,6 миллиона рублей по социально значимым и первоочередным расходам, с учетом имеющейся кредиторской задолженности на начало года.
Помимо заработной платы и оплаты услуг ЖКХ, непростая картина и в софинансировании целевых программ, куда муниципалитеты должны внести свою долю.
Недостаток средств хотят прикрыть.
Как сообщили депутатам, 236 миллионов рублей можно «закрыть» так: 86,7 миллиона – от дополнительного поступления от налоговых, неналоговых местных бюджетов; 75,5 миллиона – остатки на начало года; 6,2 – нераспределенная часть доходов и 68,2 миллиона даст реструктуризация по бюджетным кредитам.
Из 23 районов сбалансированными считаются пять (Иволгинский, Тарбагатайский, Кабанский, Кяхтинский, город Улан-Удэ), но министр финансов признал, что бюджеты первых двух районов сбалансированы, т.к. имеют недостаточно развитую сеть бюджетных учреждений, инфраструктуру. Нет учреждений – не надо средств на содержание.
«В случае дополнительных доходов республиканского бюджета от приватизации имущества деньги будут направлены на помощь местным бюджетам», – заверил Игорь Шутенков.
«Гэсэр» (полностью в собственности республики) предполагается выставить на продажу по цене 135 миллионов рублей. Но цифры могут измениться – будут проводить независимую оценку.
Также решено предоставить муниципалам бюджетные кредиты в размере 202,9 миллиона рублей (около 187,4 миллиона уже выдано районам). Нынешняя кампания по выдаче бюджетных кредитов началась с июля.
«Органам местного самоуправления предложено провести оптимизацию расходов местных бюджетов, согласно уточненному плану мероприятий, еще на 85,4 миллиона рублей», – сообщили депутатам.
Минобразования и минкультуры Бурятии между тем говорят, что дальше расходы невозможно сокращать, потому что надо выполнять «майские указы» президента России и отвечать установленным требованиям, нормативам.
Районы требуют справедливости
Кого будут сокращать в районах, не совсем понятно. И это вызвало острую реакцию Хурала.
Особое бурление страстей в зале сессии вызвало формально равномерное отношение к районам.
«Получается, что районы, которые провели серьезную оптимизацию расходов, работают над доходами и вышли «по нолям», оказались в проигрыше. В отличие от районов, где это проводилось значительно меньше. Надо очень внимательно подойти к тем, кто сегодня вышел «по нолям». Мы наказываем инициативу многих глав», – возмутился Александр Попов, глава «аграрного» комитета Хурала.
Депутаты один за другим брали слово и негодовали по поводу несправедливости. В кризис она особенно обидна.
Анатолий Кушнарев выступил за родной Тарбагатайский район. Оказалось, за пять лет там оптимизировались на 24 миллиона рублей.
«По данным района, на 1 июля уже минус 3 миллиона», – сказал он о тарбагатайской тенденции. И назвал список сбалансированных районов «черным списком».
Требования к республиканскому правительству сыпались, как из рога изобилия. Народные избранники упирали на нехватку справедливого отношения к районам и на невозможность продолжать сокращения.
– Ко мне обратился глава Кабанского района и сказал, что отказано в финансировании 10 миллионов по МРОТу, – выступил Леонид Селиверстов.
– На сегодняшний день мы не приняли решения ни по одному району, что будем финансировать МРОТ, – отрезал министр финансов.
– А дальше по году как будет разворачиваться эта тема? – не отставал депутат.
– Будем рассматривать это только при наличии дополнительных источников, – ответил Шутенков.
По словам Леонида Селиверстова, ситуация по районам крайне серьезная. «Я бы сказал, даже опасная. Учитывая, что многие районы «съели» весь IV квартал. И зарплата, и другие первоочередные платежи», – мрачно предупредил он.
Районы с большим трудом изыскивают собственные доходы. Например, приватизация имущества.
«Должны были реализовать муниципального имущества на 6,5 миллиона. А никто не покупает. Потому что это рухлядь. Никому не нужная. Это все дело учитывать надо же», – упрекнул экс-глава Кяхтинского района, депутат Хурала Валерий Цыремпилов.
Он рассказал, что в I полугодии была проведена оптимизация на 9,5 миллиона рублей. И оптимизировать больше некого и нечего. «Давайте по Кяхтинскому району отдельно сядем, проанализируем. С выездом на место», – предложил депутат.
Оксана Бухольцева привела пример со школьной ситуацией на севере Бурятии.
– Например, 88 должно работать учителей, 52 работают. Приходит новое постановление – оптимизация. Чем хуже делаешь для работников и учителей, тем лучше выполняем «майские указы». Это может сказать любой директор школы, – заявила она.
Оптимизация идет по Бурятии широким фронтом. Депутат Бухольцева возмутилась также северными детсадами.
– В настоящее время заведующий детсадом – а у нас не 20 человек в садике, а до 200 детей и выше – выполняет работу методиста. Логопеда просто нет. Мы до чего доводим оптимизацией? Наверное, надо учитывать, где некуда оптимизировать, а где что-то можно сделать. Но образование уже трогать нельзя, как и здравоохранение, – подчеркнула депутат.
– Хорошо, спасибо. Мы с министерством образования отработаем отдельные районы, – дал Игорь Шутенков слово, которое министерство вряд ли выполнит.
Ошибки, недоработки устранят
Заявления о неравномерном строительстве социальной инфраструктуры, формальный подход к оптимизации, когда оптимизация одинаково бушует и в районах с большой инфраструктурой, и с маленькой, кризис, возмущение парламента – все эти высказывания вынудили главу Бурятии попросить слово.
Так, он публично признал ошибки прошлого при строительстве объектов.
«Может быть, они были где-то более нужны, но мы тратили деньги на районы, которые меньше нуждались, но у которых лобби было сильнее. Такое было, надо признать. Но сейчас мы это все выровняем», – сказал глава.
Вообще, районы зря лелеют надежды на разговор с правительством «тет-а-тет». Финансово-бюджетных «интимных встреч» не будет, т.к. глава Бурятии прямо заявил, что он поддерживает тех депутатов, кто говорит – нельзя ни в коем случае ехать в конкретные районы, пытаться там принять решение.
Хурал потребовал ясности. Каждый район в начале года должен иметь информацию, сколько денег ему положено. Нужен понятный норматив, на базе которого определяется сумма для каждого района.
«По-разному можно подходить – площадь, население, бюджетная обеспеченность… Но мы должны договориться. Нормативы разработать легко, но, что потом с ними делать, непонятно. Если вы откроете Бюджетный кодекс, то увидите, что прописано – все расходы должны быть определены нормативом, по всем направлениям. Но пока нормативы есть по здравоохранению и, пожалуй, все», – согласился Вячеслав Наговицын.
Обратили внимание депутаты и на вопиющие моменты. Как выяснилось на сессии Хурала, трудности новых экономических условий, как в Бурятии, так и по всей стране в целом, встают во весь рост, но в районах республики не все главы разделяют тяготы с народом. Хотя, какие тяготы могут быть при их зарплатах под 100 тысяч рублей (и более) в месяц.
Это возмутило депутата Виктора Аюшеева.
– Надо анализ по органам управления, по самим райадминистрациям. Почему некоторые главы районов, став главой, подняли на 30–40 процентов заработную плату? Затраты увеличиваются. Мы должны анализ сделать и здесь тоже дополнительно искать резервы, – заметил он министру финансов.
В итоге бюджеты районов будут становиться более предсказуемыми и адекватными.
Петр Санжиев, «Номер один».