28.09.2016
Русский драматический театр открыл сезон премьерой «Осенний марафон»

22 сентября состоялся пресс-показ новой постановки художественного руководителя театра Сергея Левицкого. На этот раз режиссер обратился к пьесе Александра Володина, ставшей известной после выхода на экраны фильма «Осенний марафон» – классики советского кино. Студентки, раздвигающие ноги, советские Харли Квинн с неваляшками вместо бит, элементы триллера – поклонникам советского фильма стоит приготовиться к новому прочтению пьесы.

Провокация как привлечение внимания

Впрочем, эти моменты, которые можно охарактеризовать как «шок» и «скандал», введены в спектакль дозированно, на них нет акцента, и их цель, с одной стороны, такая же, как и заголовок этой рецензии, – привлечь внимание. Это некая провокация, вызов, попытка обозначить проблему новым для театров Бурятии средством. 

С другой стороны, ведь «в Советском союзе секса нет», а здесь он есть. В этом прослеживается параллель с сегодняшним, а не советским миром. И хотя на сцене изображен Ленинград 1970-х годов, звучат хиты советской эпохи, а студентки ходят с двумя хвостиками и в белых фартуках, в происходящем на сцене нетрудно узнать нашу с вами – современную – жизнь. Эпоха «брежневского застоя» прошла, современная молодежь одевается совсем иначе, но мир поменялся мало. Чиновники все так же отчитываются об улучшении жизни населения, Олимпийские игры по-прежнему – политика, отношения между Россией и Штатами не улучшились, а люди по-прежнему врут и страдают.

«Осенний марафон» Левицкого глобален. В нем намешано столько смыслов, что мысли в голове зрителя крутятся еще долгое время после просмотра. Во время же самого просмотра внимание полностью захвачено происходящим на сцене. 

Довольно избитая тема любовного треугольника взята лишь как фон для раскрытия и анализа человеческих поступков. Что лучше – горькая правда или сладкая ложь? В каком случае добрый поступок может принести вред, и наоборот? Кем быть лучше – добрым или злым? Сергей Левицкий продолжает рассуждать на тему добра и зла, которую он поднял в другой своей постановке –  «Анатэме». 

Анатэма и Бузыкин

И, кстати, главную роль в «Осеннем марафоне» играет Евгений Винокуров, сыгравший роль Анатэмы – дьявола, Люцифера. Как признавался актер в интервью «Номер один», его всегда интересовала тема лжи, а своего героя Анатэму он считает необычайно добрым, хотя Люцифер является олицетворением зла. Тем не менее поступки Анатэмы приносят пользы больше, чем того же Бузыкина в «Осеннем марафоне». 

Палыч – добрый человек. Похоже, он единственный из всех персонажей, кто знает, что такое сострадание, кому чужд эгоизм. Он пытается жить «правильно», ведь правильно – помогать друзьям, утешать тех, кто в беде, быть вежливым, и если просят, то исполнять просьбу. 

Словом, Бузыкин – это каждый из нас в тот момент, когда приходится делать то, чего не хочется, а надо. Хотя кому надо? Спектакль показывает механизм общества, которое всегда будет тянуть вниз человека, стремящегося вверх. Общества, в котором косо смотрят на женщин, оставшихся без мужей и детей, в котором принято осуждать людей и перемывать им косточки. 

Бег длиною в жизнь

«Есть мир, в котором мы живем, и он привычен, – говорит Сергей Левицкий. – А есть другой мир, он у нас буквально под ногами, но мы не замечаем его красоты, мы пользуемся им не по назначению. Ведь Бузыкин не просто переводчик, он – поэт, талант, человек, который мыслит художественными образами, существует как бы в другом мире. И есть быт, где люди живут, разговаривают, но все не о том. Герои находятся словно на разных уровнях».

Эта идея в художественном плане выражена в декорациях: на сцене вырос Ленинград с его красивейшими домами, разводными мостами и каналами. Однако главные герои не замечают прекрасную архитектуру города и используют ее как предмет мебели или бытовую технику.

И сегодня – в эпоху социальных сетей, покемонов, айфонов и т.д. – пьеса Володина звучит даже актуальнее, чем в советское время. Мы все, как Бузыкин, куда-то бежим, не замечая самой жизни, и, как Бузыкин, бежим на месте. И этот бег может оказаться длиною в жизнь.

«Осенний марафон» показывает и любовь Левицкого к хоррорам, и хотя постановка обозначена как комедия, комедийных моментов не так много и порой они относятся, скорее,  к черному юмору. Зато достаточно  художественных приемов, заимствованных из кинофильмов, которые дают новое восприятие спектакля. 

Что касается финала, то, после того как пик нарастающего напряжения пройден, спектакль становится как будто вялым. Финал несколько затянут и состоит из точек, которые оказываются запятыми. И он как будто неоднозначен: мы видим сцену, когда Леночка с мужем, обнявшись, сидят где-то на Северном полюсе и слушают запись, на которой родители девушки сквозь слезы поют песню. Они единственные из всех героев, кто живет так, как им этого хочется, а потому выглядят порой эгоистами в глазах окружающих. Но у этой пары, в отличие от любовного треугольника «Бузыкин – Аллочка – Н.Е.», есть и любовь, и своя мечта. 

Соня Матвеева, «Номер один». 
^