05.10.2016
30 сентября в Художественном музее имени Ц. Сампилова открылась самая большая в истории Бурятии выставка «Бубновый валет»

Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Илья Машков – подлинные произведения этих художников с мировым именем впервые покинули стены легендарного музея-заповедника «Абрамцево» и поехали не куда-нибудь, а в Бурятию. Улан-удэнцы получили редкую возможность увидеть знаменитые произведения искусства без многочасовых очередей и срывания пуговиц, как это обычно бывает на выставках такого масштаба.

Привезти такой проект, тем более в столь отдаленный город, как Улан-Удэ, достаточно сложно. Для этого необходим высокий уровень охраны в музее, его паспорт безопасности, множество сложностей возникает с перевозкой хрупких предметов и их страхованием. Картины реагируют на любые изменения и могут разрушиться, поэтому сотрудники Художественного музея имени Ц.  Сампилова приезд «Бубнового валета» иначе как чудом не называют.

«Ценность этой выставки, во-первых,  в том, что это подлинники, – говорит искусствовед Татьяна Раднаева. – Вообще это большая редкость, когда из государственных федеральных фондов вывозятся подлинные работы, тем более художников с такими именами. Для этого обязательно запрашивается согласие Министерства культуры Российской Федерации. Во-вторых, это новые зрительные ощущения». 

Даже такой искушенный зритель, как Татьяна Раднаева, искусствовед, которая видела множество разных произведений искусства, была впечатлена: «Когда я зашла в зал и впервые посмотрела выставку, я была поражена. Эти картины принципиально отличаются от того, что мы привыкли видеть, – это большая художественная школа, крепкое письмо, ощущение цвета и света».

Выставка включает в себя около 70 полотен и графических листов 1900–1920-х годов, а также уникальный художественный реквизит.

Общество московских художников «Бубновый валет» возникло в 1911 году. В него вошли такие художники, как Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Илья Машков. Они стремились отойти от привычных форм и средств изобразительного искусства, сконцентрироваться на самом важном – цвете, колорите. Используя минимум деталей, они создавали ощущение чего-то живого и настоящего на полотнах, выводя на первый план самое ценное в искусстве – сохранение наивного чувства, не избитого условностями. Картины обладают настолько мощной энергетикой, что многие эксперты говорят: «К вам приехали не картины, а сами художники».

Используя наследие Сезанна, опыт современного кубизма, фовизма, экспрессионизма, они создавали уникальное художественное направление в отечественном искусстве. В представленных полотнах мерещится Ван Гог, Гоген, Пикассо. 

«Художники этого общества развивали непосредственное отношение к жизни, некий позитивный заряд, который несет в себе наша жизнь. Поэтому, я думаю, любому жителю Улан-Удэ такая выставка должна понравиться», – отметил Юрий Серегин, главный архитектор Музея-заповедника «Абрамцево».

Художники «Бубнового валета» являются родоначальниками русского абстракционизма. Они рисовали в основном пейзажи как основу для своих художественных поисков. Поэтому на большинстве картин можно видеть, например, красоту усадьбы Абрамцево, где, кстати, были написаны многие шедевры русской живописи, такие как «Девочка с персиками», «Три богатыря» и т.д.

В «бубновских» полотнах из абрамцевского собрания зритель не ощутит «привкуса» искусства «рынка, базара и площади». Своеобразие экспонируемого материала заключается в лирической интонации, навеянной мотивами Абрамцева. Именно здесь, в тихой подмосковной усадьбе, оказавшей такое мощное влияние на отечественную культурную среду, написана большая часть представленных работ.

«Время существования «Бубнового валета» – это период художественного перелома, когда происходят творческие поиски направления между примитивизмом и сезаннизмом. То есть это живопись, приправленная французской живописью. В то же время она остается русской по духу и по выражению», – говорит Татьяна Бороноева, директор Национального музея Республики Бурятия.

Соня Матвеева, «Номер один».
^