Поймать омуль «на фару»

Рыбалка с прожектором убивает омуль
A- A+
Широко разрекламированная в Бурятии массовая ночная рыбалка на омуля с использованием прожекторов ударит по его популяции и станет еще одним аргументом для введения полного моратория на вылов этой ценной рыбы, полагают бурятские ученые.

С недавних пор в Бурятии приобретает все большую популярность рыбалка на омуля «на фару», что наряду с другими варварскими методами ловли этой рыбы последовательно опустошает Байкал. Особенную тревогу ученых вызывает то, что в настоящее время добыча нерестящегося омуля запрещена. Однако это не останавливает любителей наживы, которые формируют большие группы рыболовов и бороздят Байкал в поисках исчезающей рыбы.

Три тысячи рублей, и вас на побережье Байкала  ждет катер, который отплывет вместе с вами на ночную рыбалку, которая продлится до шести утра. Такие условия, а также богатый улов, вне зависимости от погоды, обещают организаторы туров. Дело в том, что исчезающе малое число омуля делает неэффективными традиционные методы ловли этой рыбы. А вот использование подсветки, на которую рыбы плывут сами, думая, что это солнце и тепло, а также наличие корма приводят к концентрации рыбы возле судна и активной поклевке на так называемых омулевых мух на спиннинги.

– Cиговые рыбы, к которым относится и омуль, в ночное время находятся в сонном состоянии и становятся легкой добычей при таком способе охоты, которая мало чем отличается от браконьерства, – считает кандидат биологических наук Дмитрий Матафонов. 

По мнению ученого, подобная рыболовецкая мода приведет лишь к дальнейшему сокращению запасов.

Так, директор байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд обнародовал недавно неутешительные цифры снижения запасов омуля.  С 2008 года, согласно данным ученых, биомасса омуля впервые опустилась ниже 20 тысяч тонн. К  2013 году она снизилась до 15,8 тысячи тонн. А в этом году она снизилась до 15,1 тысячи тонн. По данным ФГБНУ «Госрыбцентр», число заходящих в реки озера рыб-производителей снизилось  в прошлом году практически в два раза (до 2,1 миллиона экземпляров) по сравнению с многолетними значениями. И если десять лет назад бурятские добытчики омуля официально добывали до одной тысячи тонн, то в прошлом году они привезли на берег всего 470 тонн рыбы.

Не случайно на весеннем совещании главы Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова в правительстве республики  обсуждался полный запрет на вылов омуля в Байкале.

– Все к этому и идет, – убежден Сергей Шапхаев, директор БРО «По Байкалу». – Другие варианты восстановления численности омуля в ближайшей перспективе не проглядываются, только мораторий на вылов, как минимум, в течение пяти лет. 

По  словам ученого, на сокращение численности байкальского омуля повлияли два основных фактора. Это искусственные колебания уровня  Байкала в связи с работой Иркутской ГЭС, превышающие уровень естественных колебаний озера, которые были до возведения гидроэлектростанции. А также массовое браконьерство омуля и ночная рыбалка «на фару», что, по словам ученого, мало чем от него отличается. Причем именно из-за браконьеров до двух третей нерестового стада отлавливается на пути к точке нереста. 

Рост поголовья байкальского нерпы и бакланов, по мнению ученого, не является существенным ограничителем омулевого стада. 

– Сейчас Байкал вступает в фазу многоводного режима, и именно сейчас запрет на промышленный и любительский лов этой рыбы даст наибольший эффект в связи с улучшением состояния нерестилищ, – отмечает Сергей Шапхаев.

Кстати, полный запрет вылова омуля уже вводился в 70-е годы прошлого века. 

Дмитрий Родионов.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.