05.10.2016
Чем больше людей едет к нам из Монголии, тем больше проблем возникает на границе

На границе с Монголией до сих пор не все в порядке. На пропускном пункте никак не могут закончить реконструкцию из-за недобросовестных подрядчиков. Таможенники продолжают буйствовать, устраивая тотальные «шмоны». Инвесторы, которые приходят с деньгами, пугаются того, что здесь творится. А света в конце тоннеля так и не видно. 

Забуксовавшие миллионы

Миновало два года с введения безвизового режима с Монголией. С тех пор пассажиропоток из соседнего государства увеличился кратно. Спасибо упавшему рублю. Стихийные налеты монголов на наши торговые центры делают неплохую статистику региональному минэкономики. Но соль в том, что они так и остаются стихийными.

Между тем скандалов на границе меньше не становится. Огромные очереди, чересчур тщательный досмотр, низкая пропускная способность – воз и ныне там. Не добавляет оптимизма «бесконечная» реконструкция пропускного пункта в Кяхте. В итоге Кяхта выглядит не самым дружелюбным местом по отношению к приезжающим из Монголии туристам. Но обо все по порядку.

Еще в 2013 году была запущена реконструкция МАПП «Кяхта», через который в основном и попадают в Бурятию жители Монголии и наоборот. Она должна была повысить пропускную способность до 1000 автомобилей в сутки при круглосуточной работе. Предполагалось принимать до 350 грузовых автомобилей, легковых – до 600, а автобусов – до 50. Здесь же собирались строить автовокзал для пассажирского автотранспорта, дополнительные павильоны таможенного контроля, пограничной службы, посты санитарного, весового контроля и прочее.

На все это дело заложили 612 миллионов рублей. Но что-то пошло не так.

– Реконструкция МАПП «Кяхта» затянулась. Идет она с 2013 года. Очень много объективных причин. В свое время в 2013 году реконструкцию начинал иркутский филиал, который в 2014 году был ликвидирован. Реконструкцию передали читинскому филиалу, который ее принял и в настоящее время ею занимается, – рассказал Сергей Кондратов, руководитель читинского филиала ФГКУ «Росгранстрой».

Докладывал он о состоянии МАПП на заседании комитета по международным делам Совета Федерации в Улан-Удэ. Выяснилось, что на сегодня осталось освоить 125 миллионов рублей. Они были заложены на этот год, но до сих пор так и не поступили. Итог – реконструкция заморожена.

– В настоящее время по реконструкции построены у нас порядка 40 объектов. Построены 40 зданий и объектов инфраструктуры. Для завершения необходимо выполнить благоустройство и дооборудовать рабочие посты таможенных органов и пограничной службы, – говорил Сергей Кондратов. – Из-за отсутствия финансирования ввод пункта пропуска в эксплуатацию пока невозможен.

Чехарда подрядчиков

Выяснились и другие подробности. За время реконструкции, то есть с 2013 года, здесь сменилось три подрядчика. Во всех случаях с ними расторгали контракт из-за недобросовестности. 

Среди участников реконструкции был и скандальный «Икат-плюс», принадлежащий депутату Хурала Бато Очирову. Впрочем, в марте прошлого года выяснилось, что работы готовы лишь на сумму около 20 миллионов и только началось строительство 30 сооружений из необходимых 50. Владельцу компании предложили составить четкий график производства работ, а для большей эффективности отправить на объект одного из заместителей директора «Икат-плюс» для непрерывного контроля. К 1 сентября работы должны были завершиться.

Но в июле этого года «Икат-плюс» признали банкротом. На этом его участие в проекте завершилось.

Может быть, бесконечная смена подрядчиков, скандалы и прочие малоприятные вещи и послужили причиной того, что федерация «зажала» оставшиеся деньги. Но о дальнейшей судьбе недобросовестных подрядчиков все молчат.

– Как-то это вяло прозвучало во всех отношениях, и со стороны подрядчика, и со стороны заказчика. Сменилось три подрядчика. Кто ответственен за это? Кто подавал в суд? Потому что освоены деньги. Куда они делись? Этот вопрос кто-то решает или нет? У нас как будто нет хозяина. Такое глухое молчание, как будто Кяхта находится за границей! – возмущался сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов.

Но гораздо более емко охарактеризовал ситуацию глава Кяхтинского района Александр Буянтуев:

– Наша бюрократия и здесь видна. Это крик, стон кяхтинской земли, приграничного района.

«Шмоны» на границе

Но это далеко не единственная палка в колесе развития внешнеторгового оборота с Монголией. Сразу после введения безвизового режима остро встала тема чрезмерной дотошности таможенников на границе.

По этому поводу возмущался даже глава Бурятии. Он в ноябре 2014 года прокомментировал многочисленные жалобы туристов, которые говорили о хорошей работе монгольских таможенников и ужасной работе наших. Вячеслав Наговицын даже записал поручение пограничному управлению, таможенной службе и зампреду правительства по развитию инфраструктуры Николаю Зубареву.

– Пускай они съездят и поучатся у той стороны, как надо делать. И пускай тоже создадут условия для туристов, – говорил он. – Ну что всех шмонать, я не понимаю. Я несколько раз пересекал границу в «Домодедово», и там все выборочно. Идешь и даже не замечаешь таможенников. У нас же 100-процентный досмотр всех абсолютно. Ну зачем это нужно?

Тогда таможня даже вступила в перепалку с главой, дав ответ публично. В нем говорилось, что на одного человека тратится одна минута. Во что, впрочем, мало кто поверил.

Но если тогда завышенная бдительность лишь создавала неудобства, то сегодня она ставит под угрозу миллиардные контракты. По словам Александра Буянтуева, 13 сентября 2016 года было подписано соглашение о намерениях с китайским инвестором. Он намеревается строить таможенно-логистический терминал. Сумма проекта – 1,7 миллиарда рублей.

– Однако инвестор уже высказывает опасения, связанные с режимом пограничной зоны и большими временными задержками на контрольно-пропускном пункте, так как это может повлиять на своевременную и беспрепятственную реализацию проекта, – заявил глава Кяхтинского района.

Пугает инвестора и 60-дневный срок для получения разрешения на въезд в пограничную зону. Кроме того, пятикилометровая пограничная зона не только снижает круг потенциальных инвесторов и сдерживает привлечение иностранных инвестиций, но и ограничивает поток отечественных и иностранных туристов, а также передвижение и ведение хозяйственной жизнедеятельности жителей района, уверен Александр Буянтуев.

– Совершенно очевидно, что здесь сталкиваются муниципальные, региональные и федеральные интересы. С другой стороны, речь идет не о границе района или республики с Монголией, это граница России. Из этого нам всем нужно исходить. Но не менее очевидно, что решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности страны, не должно создавать каких-то лишних препятствий для развития республики, если этих препятствий можно избежать, – осторожно отметил Константин Косачев, председатель комитета по международным делам Совфеда.

Дорогостоящая свобода

Кроме того, уже не первый год обсуждается идея создания в Кяхте зоны свободной торговли. Ведь соседний Алтан-Булаг, находящийся на территории Монголии, так и не дождался полноценного развития. Эта тема поднимается регулярно республиканской властью на протяжении уже многих лет. Но ни одного конкретного решения до сих пор так и не было принято.

– С учетом функционирования зоны свободной торговли Алтан-Булаг нужно рассмотреть вопрос о создании зоны свободной торговли в Кяхте. Уже более 20 лет монголы создают свою свободную зону в надежде на то, что пойдет товарооборот между Китаем и Россией и далее в Европу. А с нашей стороны ничего подобного нет. И все планы, которые строятся в отношении транспорта и логистики без создания аналогичной зоны с нашей стороны, будут мертворожденным проектом, – заявил Сергей Будажапов, руководитель представительства республики в Монголии.

Впрочем, учитывая сложности в республиканском бюджете и не слишком большую активность инвесторов, ждать такой зоны Бурятии придется долго. И не факт, что это когда-нибудь произойдет. Пока же ситуацию на границе с Монголией можно назвать плачевной.

– Я вспоминаю свое ощущение от того, когда я попал впервые в Благовещенск и посмотрел на ту сторону границы. Как китайцы фантастически развиваются. Нам, увы, сейчас не приходится с китайцами соревноваться. Но у меня есть ощущение, что мы можем примерно так же показать нашим монгольским соседям, как нужно развиваться, развивая наши города, населенные пункты и муниципалитеты. Уж точно мы можем быть монголам таким же примером, каким для нас являются китайцы, – оптимистично поделился размышлениями Константин Косачев.

В любом случае проблем куча, и с ними надо что-то делать. Иначе разглагольствования о том, что Бурятия – ворота на Восток, так и останутся лишь словами. 

Владимир Пашинюк, «Номер один». 

^