12.10.2016
В 2016 году на дорожное хозяйство было потрачено 7,7 миллиарда

На этой неделе свой профессиональный праздник отмечают работники автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. С этой датой их поздравил министр транспорта Сергей Козлов, который рассказал о масштабах работы в этом секторе. Только в 2016 году на дороги республики направили 7,7 миллиарда рублей.

В состав дорожного хозяйства Бурятии входят свыше 3000 учреждений и предприятий, численность работников в отрасли составляет порядка 750 тысяч человек. 

По словам министра транспорта Сергея Козлова, дорожное хозяйство – одна из важнейших составляющих экономики. Жизнедеятельность республики невозможна без надежной и бесперебойной работы автотранспорта, отремонтированных дорог и мостов, удобных пешеходных тротуаров, словом, без ежедневного кропотливого труда дорожников.  

– День работников дорожного хозяйства – праздник людей достойной и уважаемой профессии. В этот день мы чествуем тех, кто посвятил себя благородному делу строительства дорог и мостов. Нашей Бурятии с ее просторами жизненно необходима разветвленная и надежная сеть автомобильных дорог, соединяющих столицу и райцентры с самыми отдаленными уголками республики. Спасибо вам за вашу работу, очень сложную, но такую необходимую для всех нас, – отметил министр. 

Дорожный фонд на миллиарды 

– В условиях оптимизации финансирования приоритетным направлением использования бюджетных средств было выполнение в полном объеме работ по содержанию и ремонту уже существующей транспортной инфраструктуры. В этих условиях нами принято решение сохранить объем финансирования текущих расходов и скорректировать инвестиционные расходы, уточнив приоритетные проекты транспортной инфраструктуры. В 2016 году в целом на дорожное хозяйство республики направлено 7,7 миллиарда рублей, что на 2,1 миллиарда больше, чем в прошлом году, – сообщил на брифинге министр. 

Нужно пояснить, что дорожное хозяйство состоит из федеральной, региональной и муниципальной сетей –  из 13,7 тысячи километров автодорог лишь 827,6 составляют федеральную сеть. При этом федеральные дороги проходят по восьми районам, вдоль них проживает основная часть населения республики. Поэтому на ремонт и содержание трасс федерального значения ушло чуть менее половины общей суммы (3,6  миллиарда рублей), региональные автодороги получили три миллиарда и на местные дороги ушел миллиард «с хвостиком». 

То, что в условиях кризиса на ремонт дорог удалось направить больше денег, – результат увеличения республиканского дорожного фонда: в этом году он превысил 2,8 миллиарда рублей. Ежегодно финансирование по автодорогам республики увеличивается. Соответственно и увеличиваются темпы роста показателей по реконструкции и ремонту дорог. За 2012–2015 годы построено и реконструировано 224 километра и отремонтировано 1384 километра дорог, построено 15 и отремонтировано 122 моста.  

Также, начиная с 2012 года, реализуются мероприятия по комплексному обустройству дорог в населенных пунктах – обустраиваются тротуары, барьерные ограждения, автобусные остановки, освещение. За этот период на региональной сети выполнены работы в 24 населенных пунктах.

Каждый второй автолюбитель в регионе уверен, что дороги у нас золотые. Однако исследования показали, что строительство российских трасс обходится не дороже зарубежных, а говорят о дороговизне лишь по незнанию. По данным федерального Минтранса, средняя стоимость километра однополосной дороги в России составляет 
59 миллионов рублей. 

Замечу, что в эту сумму включены затраты на подготовительные работы – выкуп земель, ликвидация строений, компенсации собственникам сносимых зданий и т.д., стоимость которых составляет порядка 30% от общей суммы. Зачастую это в два раза меньше, чем в США, Германии и Канаде. При этом в указанных странах затраты на подготовку к строительству не включены в смету. 

– В Бурятии сильно влияют на ценообразование в дорожном строительстве природные явления  – подвижка грунтов, вечная мерзлота, перепады температур. У нас очень короткий строительный сезон, много осадков. Такова природа, с ней не поспоришь, – отмечает министр транспорта. 

Мосты в каждый район

Отдельно нужно упомянуть о мостах. Их в Бурятии более 1000, из них более ста признаны аварийными. К примеру, на прошлой неделе в Муйском районе сгорел небольшой деревянный мост, который связывал поселки Таксимо и Северомуйск. Через день на место происшествия выехали специалисты ГКУ «Бурятрегионавтодор» на грузовиках и самосвалах, которые соорудили временный переезд. Уже в следующем году в этой местности появятся три новых мостовых перехода.

Ежегодно сотни миллионов идут на строительство новых и реконструкцию старых мостов. Так, в этом году были построены или отремонтированы мостовые сооружения – в Заиграевском, Джидинском, Тункинском, Баргузинском и  Муйском районах. В ближайшие дни будет введен мост через Хилок в Бичурском районе и до конца года планируется ввести после реконструкции еще два моста  –  в Курумканском и Баунтовском районах.

Всего за пять лет построено и отремонтировано 67 аварийных мостов. Самым крупным из них стал 411-метровый мост через реку Баргузин за два миллиарда рублей, который заменил паромную переправу. 

Ноу-хау в асфальте

Почти каждый месяц дорожники Бурятии рапортуют о вводе новых участков дорог. А что такое хорошая дорога – это и снижение ДТП, и уменьшение транспортных издержек, и комфортная езда.  К примеру, на федеральной сети отремонтировано 49,7 километра автодорог, до конца года будет введено после ремонтов еще 70 километров, продолжается реконструкция автодорог Култук – Монды и М-55 «Байкал».  

– В этом году мы ввели в эксплуатацию еще 3,2 километра автодороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян, в следующем году планируем отремонтировать еще 15 километров. На республиканской сети построили 15 километров автодорог в Заиграевском, Прибайкальском и Муйском районах,  до конца года планируем ввести 12,8 километра автодорог на трассе Шергино – Оймур – Заречье, – отчитывается министр Сергей Козлов. 

Интересно, что в этом году подрядчики активно используют модифицированные асфальтобетонные смеси, которые позволяют покрытию регенерировать при положительных температурах. 

По словам министра, дорожники занимаются не только строительством дорог, но и их комплексным обустройством – в Заиграево, Кабанске, на очереди Курумкан, Бичура и Кижинга. До конца года планируется построить еще  24,2  километра автодорог – подъездов к шести населенным пунктам, не обеспеченным круглогодичной связью с сетью автодорог с твердым покрытием –  в Заиграевском (Ангир и Добо-Енхор), Джидинском (Боций и Верхний Бургултай), Баргузинском (Уржил) и Хоринском районах (Зун-Хурай), а также ввести после капитального ремонта улицу Ленина в Кяхте. 

План на пятилетку выполнен

Масштабы дорожного строительства можно оценить в сравнении цифр за последние пять лет. Индикаторы были заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011–2015 годы». 

– Только на автодороге Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян за пять лет введено в эксплуатацию 145 километров. На остальных региональных дорогах  реконструировано и отремонтировано 205 километров участков. Благодаря резко возросшим темпам строительства доля региональных дорог, которые не отвечают норме, сократилась с 65 % до 58%, а местных – с 72% до 60,9%, – сообщает отдел дорожного хозяйства минтранса. 

Не обделяют вниманием дорожники и столицу республики. За пять лет в Улан-Удэ были отремонтированы автодороги на 74 улицах, построено две развязки на пересечении улиц Бабушкина – Трубачеева и улиц Балтахинова – Куйбышева, проведен капитальный ремонт моста через Селенгу и построена вторая полоса автодороги через железнодорожный переезд в поселок Горького.

Сегодня в Бурятии становится все больше качественных автодорог и мостов, и это хороший знак.  Ведь именно дороги являются зеркалом, отражающим уровень развития региона.  

Лев Хандажапов, «Номер один». 
^