В Улан-Удэ третий мост станет платным

Пробки в нашем городе с каждым годом становятся все длиннее и грозят приблизиться к московским
A- A+
Узкие улицы и нынешние мосты с развязками не справляются с возросшим трафиком. Ситуацию мог бы спасти третий мост через Уду, однако проект уже семь лет находится в стадии доработок и все не может обрести инвестора. По последним данным, новый мост будет построен на федеральные деньги, однако Москва требует введения платы за проезд. «Номер один» разбирался в перспективах долгостроя.

Миллиардный долгострой

Идее необходимости третьего моста в Улан-Удэ скоро исполнится семь лет. В далеком 2009 году администрация Геннадия Айдаева представила общественности проект стоимостью около трех миллиардов рублей. Мост через Уду и Транссибирскую магистраль в створе улиц Сахьяновой и 3-й Транспортной должен был помочь разгрузить транспортный поток центральной части города. 

Новый 220-метровый мост с шестиполосным движением, словно медиана, соединил бы Октябрьский и Железнодорожный районы, минуя центр города, что решило бы проблему заторов в районе Центрального рынка и улицы Бабушкина. 

– По проекту пропускная способность моста составит 18 тысяч автомобилей в час. Сейчас интенсивность движения по новому Удинскому мосту в утренний час пик с 7.30 до 8.30 составляет 2847 автомобилей в обоих направлениях. Это почти в 2,5 раза больше нормы – 1200 автомобилей в час. Новый мост увеличил бы на 30% пропускную способность по существующим мостам через реку Уда и проспектам Автомобилистов и Строителей. А через улицу Сахьяновой за час смогло бы проехать 15 тысяч машин вместо 6 тысяч нынешних, – сообщает республиканский минтранс. 

Что касается финансирования, понятно, что без федеральных вливаний такой проект не потянуть. Изначально его планировалось построить к 2011 году, позже мост вошел в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», и власти обещали разобраться с ним к юбилею города. Однако затем мост через Уду, как и ряд других крупных проектов, был исключен Москвой из программы, а попытки добиться хоть каких-нибудь федеральных субсидий результата не дали.

К 2016 году проектно-сметная документация (ПСД) моста устарела, так как поменялись технические нормативы и требования РЖД. В итоге сейчас нет ни проекта, ни сроков реализации, ни инвесторов. 
   
Мост над поездами

Как пояснили «Номер один» в минтрансе, сейчас идет корректировка технического задания для проектировщиков. 

– В следующем году будет объявлен конкурс на технико-экономическое основание (ТЭО) проекта. Проектировщики должны рассчитать нагрузку моста, трафик, полосность и другие технические параметры моста. Там же будет указана примерная стоимость строительства, – рассказали в министерстве. 

Напомним, камнем преткновения долгое время был железнодорожный узел. По первоначальному проекту мост пересекал железнодорожные пути, что не устроило РЖД. В итоге в новом эскизе мост будет идти поверх железных дорог, однако это скажется на характеристиках моста. По предварительным расчетам Санкт-Петербургского проектного института, мост будет четырех-, а не шестиполосным, как было заявлено ранее. 

После конкурса проектировщик должен подготовить ТЭО, что займет порядка трех-четырех месяцев. Далее, исходя из этого документа, будут сформированы технические условия для конкурса на новую ПСД. И только после этого идею моста можно будет двигать в федеральные программы. 

Плата за движение без пробок

Долгое время власти республики и города пытались найти инвестора, и в этом году даже заявили об успешных переговорах с китайцами. Этой весной администрация Улан-Удэ  подписала соглашение с руководством Международной Хулунбуирской строительной корпорацией «Тянь Чен». По словам пресс-службы города, финансировать строительство третьего моста согласился Банк развития Китая.

– Пока ничего от китайцев не слышно. Поэтому ищем другие варианты. Пока работаем над техническими условиями, других новостей нет, – прокомментировал начальник городского управления строительства Сергей Соболев. 

Возможно, китайский бизнес все-таки поможет Улан-Удэ, однако главные расходы по новому мосту лягут на плечи рядовых горожан. 

Напомним, несколько лет обсуждалась идея платного проезда по мосту для привлечения к строительству частного инвестора, который бы отбивал затраты как раз взиманием платы за проезд.  Обсуждение этого сложного решения велось на сайте минэкономики.

– Голосование оказалось неоднозначным. 50% высказались, что никогда не поедут за плату. Мы как общество пока не готовы к платным мостам, – констатировал тогда глава Бурятии. 

Однако сегодня этот вариант становится приоритетным и фактически безальтернативным.  

– По нормативному документу мы можем получить федеральные субсидии при введении платного проезда. В этом случае федеральный бюджет выделяет 70 процентов, 15 – частный инвестор, что является обязательным условием, и остальные – республика, – пояснили нам в минтрансе. 

Кстати, в новом ТЭО проектировщики должны прописать возможность установки пунктов взимания платы, что повлияет и на технические характеристики моста – платный мост, как правило, бывает длиннее. 

Еще одним пунктом документа станет межевание территории, которую надо будет освободить для строительства. Тогда станет ясно, какие дома и гаражи будут снесены. Одно ясно уже сегодня: учитывая историю этого долгостроя, ждать нового моста придется еще много лет. 

Леонид Григорьев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.