07.11.2016
Чего боится бесстрашный спортсмен и почему он не верит в чудеса

Знакомьтесь: Евгений Бадмаев – один из лучших гонщиков в России. По крайней мере, в этом уверены коллеги и друзья спортсмена. Сам Евгений, сдержанный и скромный по натуре человек, говорить о своих подвигах не любит: что такого в том, что он – первый в Бурятии мастер по автокроссу, или в том, что он имеет титул  чемпиона России? 

В рубрике «Автопортрет» настоящий мужчина рассказал о том, каково это – иметь опасное и дорогостоящее  хобби и какие цели сегодня ставит перед собой бесстрашный и виртуозный гонщик. 

О преемственности поколений

В нашей семье спорт всегда присутствовал. Отец – Александр Даба-Самбуевич – занимался мотоспортом, он тренер  четырехкратного чемпиона мира по спидвею. Сейчас ему 62, мотоспортом уже физически тяжело заниматься, там больше нагрузки. Поэтому  с этого года он… пересел на спортивный автомобиль. Теперь вместе ездим. 

Конечно, отец привил мне любовь к спорту. 

Сейчас мой сын Дима (ему 15 лет) занимается картингом. В 2014 году он был третьим на Кубке Сибири, в 2015-м – вторым. В этом году, думали, возьмет ленточку  победителя, но не хватило немного очков. По итогам года стал вторым. Но с 16 лет он перейдет в автокросс. После картинга будет проще, так как уже есть опыт в контактной борьбе, гонке. 

Дочке сейчас  18 лет, у нее уже есть права, сама ездит на машине. Но автоспорт – это не для девочек. Можно разве что по-любительски по льду покататься, даже полезно получить опыт езды в экстремальных условиях. Поэтому этой зимой будем кататься и с ней. 

О стимуле в жизни

Сначала это было хобби, на уровне ночных «покатушек». Потом решил заняться профессиональным спортом, но, так скажем, без особого фанатизма. В 25 лет я купил первую быструю машину. А дальше уже втянулся. И это очень стимулирует: хочу заниматься спортом – значит, нужны деньги. Значит, надо зарабатывать. Жена мне говорит: «Сколько тратишь!» А я отвечаю: «Если бы я спортом не занимался, то, может, у меня не было бы желания зарабатывать».  Сейчас я совладелец компании по продаже запчастей. У нас две разборки в Японии, там разбирают и в контейнерах привозят запчасти сюда. 

Но все-таки тяжело одновременно заниматься и бизнесом, и спортом. Многие завязали или с тем,  или с другим. Но мы еще умудряемся продолжать. И, тем не менее, даже сейчас для меня накладно поехать на чемпионат Европы. На Западе автокросс популярен – до 100 тысяч зрителей на стадионах собирается, работают спонсорские пакеты, рекламодателям выгодно вкладывать деньги в лидеров. У нас же все за свой счет. Причем это дорогостоящий вид спорта. Потому, хочешь или нет, ты всегда пытаешься ставить новые цели, задачи, их достигать и опять поднимать планки. 

О скорости

Скорость в дисциплине «автокросс» сравнительно небольшая – максимум 170–180 километров в час.  Зато очень быстрое ускорение (на современных авто – около 2 сек. до 100 км/час). Но в автокроссе меня привлекает не столько скорость, сколько… это словами просто не описать! Представьте: массовый заезд, одновременно стартует 10 машин. И заезд длится всего 8–10 минут. Здесь многое зависит от тактики. Нужно суметь спровоцировать на ошибки того, кто идет впереди, а самому уметь закрыться. Контактная борьба запрещена, но все равно есть жесткие касания.  Большую роль играет прохождение поворотов. Вот в прошлом году хотелось поэкспериментировать, на скорости пройти поворот ближе к внутренней бровке, на какие-то сантиметры.  Чуть влево дал, и не рассчитал немного. Перевернулся.

Жажда первенства, конечно, имеет место, она в мужчинах заложена природой.  Но вот по городу я, напротив,  езжу как дедушка, медленно – до работы, до магазина. Гонять сейчас негде, да и незачем.

О страхе

Пока сам участвуешь в гонке – не страшно, перевороты случались неоднократно. Единственное, что пугает, – когда находишься в кресле перевернутой машины, идущие сзади машины могут врезаться, не заметив тебя, особенно если все в пыли. Поэтому расстегивать ремни безопасности нужно, только когда убедишься, что все проехали. Но для меня самое страшное – другое. Когда не ты, а твой родной сын на глазах у тебя взлетает на машине и, переворачиваясь, летит в воздухе.  Он уже два раза переворачивался, тьфу-тьфу, все обошлось без серьезных травм. 

О своих «лошадках»

Спортивные машины у нас в России – это бюджетные варианты. Схема такая: мы покупаем в Японии стандартный автомобиль, привозим сюда, ставим каркас безопасности, пластиковые детали кузова, дорабатываем моторы, подвеску, трансмиссии и защиту.  Стараемся, чтобы машина соответствовала международным стандартам. Но полноценно все равно не дотягиваем до того уровня, что в Европе. Так как в России массово этим видом спорта не занимаются, то  и на соревнованиях организаторы маленько глаза закрывают на некоторые вещи, смотрят в основном на требования безопасности. Но если поехать на этой машине в Европу, там ее не допустят. 

В России я езжу на «Субару». А в Европе у меня совершенно другая машина – спортивный «Форд», купленный уже готовым, по мощности чуть ли  не в два раза больше,  510 лошадей при двухлитровом объеме двигателя. Сейчас мы привезли ее в Россию, планируем в следующем году проехать чемпионат РФ  по ралли-кроссу.

О планах на будущее

Следующая моя планка – чемпионат Европы в 2018 году. Конечно, таких, как я – желающих стать чемпионом, есть немало по всей Европе. Но  почему бы и нет? Мы работаем с командой, у которой уже были победы на чемпионате.  И по сигналу эти люди соберутся вновь. 

Хотим, чтобы у нас в команде был флаг клуба, шатер с логотипами. Нарядную этикетку, грубо говоря, надо. Это же красивый спорт. Не только машина должна быть стильно разукрашена, но и все остальное, начиная с одежды механиков. Надо марку держать. 

О «Формуле-1»

Я не фанат «Формулы-1». Мне кажется, она менее зрелищная, чем автокросс или ралли-кросс. В телевизоре ее еще можно посмотреть, а вживую – друзья ездили в Сочи, смотрели, и что? Вжик-вжик, увидели только полповорота. А в автокроссе все на виду. Самый оптимальный вариант по зрелищности, скорости для меня – это автокросс или ралли-кросс. 

О себе и о семье

Вообще я спокойный, вывести из себя меня сложно. Если вспылю изредка, то только на работе.  Педантичность – одна из основных черт. Там, где надо, серьезный, там, где надо, – веселый. 

Семья у меня появилась раньше, чем работа.  Я заканчивал лесопромышленный колледж по специальности «техник-механик». Сейчас у молодых все обдуманно как-то, а мы по молодости – бах, бах! – 19 июня 1998-го у меня свадьба, 22-го – защита диплома. 

Могу сказать, что я хорошо воспитал детей. Жена, конечно, больше времени им уделяла, но я просто много-много правильных вещей им рассказывал, начиная от того, как дорогу переходить, и заканчивая тем, как вести себя в обществе. Они сейчас не пьют и не курят, мыслят по-взрослому. Самые счастливые моменты в жизни у меня связаны с детьми. 

О свободном времени

Жена скучает, когда меня дома нет по две недели. Но  сейчас дети выросли, и я планирую ее брать с собой на соревнования. Она не против. Осенью я больше времени дома провожу. В сентябре заканчивается сезон, так что октябрь, ноябрь, декабрь, январь –  это «диванчик, телевизор». Пузо вырастает помаленьку. 

Зато в феврале начинаются зимние гонки, снова выезжаем. Но в целом я за активный отдых. Раньше на гидроциклах катались, снегоходах, водных лыжах. Сейчас уже постарше стали,  интересы другие, времени меньше. Хочется просто не спеша ездить на катере по Байкалу. Летом с семьей обязательно ездим на Байкал. А зимой – в Таиланд. Путешествуем, загораем, плаваем. 

О совести и религии

Я не совершаю обряды «на удачу», у меня нет оберегов и талисманов. Не хожу в церковь, в дацане был раза два в жизни. Не верю в чудеса или халяву. Знаю другое: если что-то сделаешь не так, это вернется тебе или последующим поколениям. 

Совесть, я думаю, у меня чиста.  Нет таких вещей, за которые мне стыдно. Считаю, что все в моей жизни шло так, как планировалось, и если бы вернуть время назад – я бы ничего не менял.

О Дне автомобилиста

На День автомобилиста всем желаю дорог хороших побольше, мостов, меньше пробок. И, самое главное, – езды без аварий! С праздником всех водителей! 

Ольга Малюк, «Номер один». 
^