Золотой билет из Кремля

Кого из бурятских политиков поддержит Москва в битве за кресло главы Бурятии
A- A+
Предвыборный мандраж уже начинает потихоньку подбираться к тем, кто планирует потягаться за пост главы Бурятии. Среди потенциальных участников – и действующий глава, и сенаторы, и силовики, и «списанные» политики. Впрочем, не исключено, что Кремль приготовил для жителей Бурятии сюрприз. В любом случае мы узнаем об этом уже через несколько месяцев.

Фаворит на волоске

Прошедшие в начале осени выборы в Госдуму для Бурятии были своего рода репетицией. Главное событие состоится примерно через год. Однако подготовка к нему уже началась. Действующие лица только-только начинают показываться из-за кулис, недобро поглядывая друг на друга. Ведь принцип грядущего шоу – все против всех. На кону – кресло главы Бурятии.

Формально главу региона будут выбирать жители. По факту же решение остается за Кремлем. Именно Москва будет решать, кому выдать золотой билет и главную роль на ближайшие годы.

Имя одного из кандидатов, который с большой вероятностью будет штурмовать политические подмостки, знает каждый житель Бурятии. Вячеслав Наговицын, присланный в Бурятию по велению федеральных кадровиков, уже сейчас пытается показать себя во всей красе. Ему в этом активно мешают. Причем, вопреки здравому смыслу, не только оппозиция, но и те, с кем он должен идти рука об руку.

Не так давно на арену вышел мэр Улан-Удэ, радеющий за благосостояние своего города. Он буквально объявил войну правительству Бурятии, а значит, и самому Наговицыну. Основной аргумент – у столицы отбирают налоги, а возвращают – копейки. То ли Александру Голкову приспичило побороться за лишний миллиард муниципального бюджета в канун выборов и он по наивности своей не понимает, что это может сильно ударить по имиджу главы. То ли он сознательно идет против системы, преследуя какие-то свои политические интересы. Но о них позже.

Несмотря на это, Вячеслав Наговицын продолжает песню под названием «В 2007-м было хуже, чем сейчас», тем самым как бы намекая на свои достижения. За ним – административный ресурс, хотя без одобрения Кремля он не будет стоить ни гроша.

А как поведет себя Кремль, сказать сложно. С одной стороны, у Наговицына там есть свои подвязки. Как известно, недавно Сергей Кириенко сменил на посту Вячеслава Володина, первого зама  руководителя администрации президента России.

Одни источники утверждают, что для Наговицына это добрый знак, ведь он с Кириенко «на короткой ноге». Другие их опровергают. Впрочем, когда речь идет о кадровых вопросах, Москва может повести себя непредсказуемо.

Между тем вряд ли Вячеслав Наговицын осмелится штурмовать подмостки, не заручившись поддержкой Белокаменной. А значит, в случае отказа он просто выйдет из гонки, гордо заявив, что он «устал».

Чужой среди своих

Его вечный соперник, чья кандидатура тоже не будет для жителей Бурятии неожиданностью, – Вячеслав Мархаев. Матерый коммунист, плавающий на федеральном уровне. Правда, представляет он там не Бурятию, а Иркутск. Депутатский мандат, которым наградила его республика, политик сменил на кресло сенатора, которым его обеспечил новый губернатор Иркутской области – тоже коммунист – Сергей Левченко.

Кстати, именно победа краснознаменных в соседнем регионе может вдохновить Мархаева на новые свершения. И бывший омоновец отправится составлять конкуренцию одобренному партией власти кандидату.

Его сила – в протестных настроениях общества, которых в Бурятии хоть отбавляй. Если все возмущенные пенсионеры придут на участки, они смогут обеспечить ему неплохой процент.

Впрочем, Вячеславу Мархаеву снова придется сражаться с машиной административного ресурса, которую власти, скорее всего, включат на полную катушку. Ведь отпускать  сразу два сибирских региона под красные знамена – слишком большая роскошь для Москвы.

Кроме того, статус «чужого» политика, иркутского сенатора, больно бьет по имиджу бывалого коммуниста. Так что в этой битве ему придется туго. И шансы выбить главную роль у главного коммуниста Бурятии (или Иркутска?) здесь не такие уж и высокие.

С Айдаевым – прокатило

Но вернемся к мэру Улан-Удэ, старательно возмущающемуся действиями  правительства Бурятии. Александр Голков при его упорстве в борьбе за власть вполне может рискнуть и двинуться на главу.

Судя по усиливающейся протестной риторике, он старается выпятить себя, отбросив тень на Наговицына. И не исключено, что этим он  готовит почву для своего выдвижения на пост главы Бурятии.

Его сила –  в населении Улан-Удэ, которое теоретически может проголосовать за того, кто восстановит справедливость, вернет столице «украденные» у нее деньги, построит школы, сады и прочее. Как он будет очаровывать остальные районы республики, не очень понятно.

К тому же за ним есть определенная доля административного ресурса. По крайней мере,  на территории города. Небольшая, зато своя. Так что нынешний мэр может сильно попортить кровь Вячеславу Наговицыну, вставляя ему палки в предвыборные колеса.

Правда, у мэра есть существенный минус – его навыки публичности оставляют желать лучшего. Регулярные скандалы с прессой и прочее.

Ораторское искусство, имиджевые моменты, умение держаться на публике и реагировать на выпады – все это придется очень сильно подтянуть, причем в сжатые сроки. Что, по нашему скромному мнению, на грани возможного.

К тому же получить одобрение Кремля ему еще сложнее. Впрочем, Александр Михайлович – человек упорный, может пойти на выборы и без отмашки. Правда, в этом случае шансы его снижаются кратно.

Серьезные парни

Сильным кандидатом, который сегодня представляет реальную угрозу для Вячеслава Наговицына, можно назвать Александра Варфоломеева. Сенатор от Бурятии, не первый год вращающийся в высших кругах политики, может иметь серьезные связи на уровне Москвы. И может так случиться, что федералы встанут на его сторону.

Некоторые называют его учеником Леонида Потапова, прошедшим полный курс обучения по программе «Как забраться наверх». Человек, знающий, как добраться до власти и как ее удержать.

В Бурятии о нем знают далеко не все, если говорить о простых жителях, и это дает ему преимущество. Ведь можно создать нужный образ и толкнуть его в массы под нужным углом.

Впрочем, он человек системный, и без отмашки свыше не пошевелит и пальцем. А отмашка будет, скорее всего, только в том случае, если Вячеслав Наговицын получит отказ.

Еще одна фигура, об амбициях которой слухи ходят уже не первый год, – Валерий Халанов. В свое время возглавлял Управление ФСБ по Бурятии, потом занял пост помощника полпреда президента в СФО. Человек, имеющий опыт в большой политике, при этом обладающий навыками и характером «силовика» – опасный противник на ринге, где идет драка за титул главы Бурятии.

В кулуарах говорят о его связи с Сергеем Чемезовым, главой «Ростеха». Эта компания в последние годы проявляет публичный интерес к Бурятии, выражающийся по большей части в добыче нефрита.

Впрочем, нефрит в масштабах «Ростеха» – мелочь. И драться из-за него за пост главы региона федеральный монстр вряд ли станет. Тем более вопреки решению Кремля. Хотя при должных согласованиях и договоренностях Валерий Халанов может лихо «выстрелить» на грядущих выборах.

Реванш для неудачников

За кресло главы Бурятии вполне может побороться и представитель клана Матхановых – Иринчей. Думские выборы он провалил, но списывать его со счетов рано. Все-таки 
какая-то доля влияния у него осталась.

Кроме того, надо же «справороссам» двинуть хоть кого-то. А подходящей кандидатуры, которая была бы достаточно тяжеловесной, у них в Бурятии, кроме Иринчея Матханова, нет.

Это выдвижение может стать для него шансом заявить о себе, показать, что он все еще на коне. Хотя на победу ему вряд ли приходится рассчитывать. Его возможное выдвижение – скорее, способ заработать политические очки, чем попытка занять трон.

Еще один возможный кандидат, которого пророчат на место главы уже долгие годы, – Михаил Слипенчук. Видный бизнесмен, регулярный участник списка «Форбс», активный политический игрок федерального уровня. По крайней мере, до недавнего времени.

Его политическая карьера начала катиться под гору с того момента, как «Единая Россия» вежливо попросила его сняться с праймериз на выборы в Думу. Из партии он ушел, и тут же стал членом другой – «Партии Роста». Впрочем, и там его ждала неудача. Предвыборную он с грохотом провалил, лишившись места в Думе. И его кандидатура на пост главы встала под большое сомнение. Ведь «единороссы» поддерживать перебежчиков не будут. А сам по себе он вряд ли прорвется к желанному посту.

Впрочем, он может попытаться выдвинуть кого-то, кто будет представлять его интересы. Или договориться с местными элитами. Что сделать крайне сложно. Ведь сегодня элиты разобщены между собой как никогда.

В любом случае предварительная картина станет ясна уже этой весной. «Единая Россия» по традиции устроит праймериз среди желающих попытать счастье на выборах. И тогда мы сразу увидим предпочтения Кремля, а значит, и фаворита гонки. Не исключено, что им может стать кто-то, чья фамилия сегодня вообще не мелькает в Бурятии. Кто-то, кого нам ниспошлют из Белокаменной – прецеденты уже были.

Кстати, некоторые регионы в России, где также ожидаются губернаторские выборы, относятся к событию более легкомысленно. К примеру, в Интернете появилась петиция с предложением заменить губернатора Курской области на актера Стивена Сигала, который  на днях получил российское гражданство. К слову, сейчас, судя по всему, он выбирает, в каком регионе обосноваться. А так как корни у него то ли бурятские, то ли монгольские, не исключено, что пропишется он на восточном берегу Байкала. Поэтому можно пофантазировать, что если Сигал вздумает побороться за пост главы Бурятии, шансы у него будут высочайшие. Рейтинг у него – будь здоров, а по количеству достижений (реальных и киношных) он обгонит любого из перечисленных кандидатов. Заодно и с преступностью разберется.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.